"Благая" весть

Россия, как известно, страна большая. И остается таковой даже после распада Советского Союза. А вот по численности населения Россия далеко не самая первая. Лидер здесь Китай, который к тому же имеет самую протяженную границу с РФ. И, соответственно, китайцы вовсю осваивают бескрайние российские просторы – легально или не очень… К чему все эти прописные истины? А вот к чему. Недавно судьбой российского Дальнего Востока озаботилось такое уважаемое издание как The Wall Street Journal. Которое быстро нашло решение столь сложной проблемы, как неуправляемая миграция китайцев в Россию. Остается только удивляться, как российские власти не додумались до столь очевидного решения. По мнению WSJ, Москве нужно поступить так же, как поступила Великобритания с Гонконгом. А именно – уступить часть территории Дальнего Востока Китаю.
Суть аргументации WSJ можно выразить несколькими пунктами. Во-первых, нынешняя миграция китайцев на север является естественным фактором. На южном берегу Амура плотность населения в 50 раз больше, чем на северном. С российской стороны также имеется огромное количество невозделываемых плодородных земель.
Во-вторых, в условиях глобальной экономики Россия сможет сохранить Дальний Восток только при условии полной реализации его экономического потенциала, что возможно только с помощью китайцев. Если же Россия закроется от своего южного соседа, Пекин, несомненно, начнет оказывать давление на Москву и в итоге, скорее всего, победит.
В-третьих,  если бы Россия открыла дальневосточные границы для китайцев, это стало бы залогом процветания для региона. Хабаровский и Приморский края стали бы более привлекательными для россиян из других областей и из СНГ. С развитием инфраструктуры в регион потянулись бы инвестиции. Освоение богатейших природных ресурсов принесло бы прибыль в бюджет страны. Сами китайцы стали бы гарантом стабильности российского закона на Дальнем Востоке. Именно такую роль китайцы выполняют во многих других странах, считаясь одной из самых дисциплинированных наций. Но чтобы выполнить все эти условия, России, по мнению WSJ, нужно преодолеть ксенофобские настроения, царящие в обществе.
Никто не собирается спорить с тем, что Дальний Восток (равно как и любой другой российский регион) нуждается в инвестициях. И сотрудничество с Китаем в этой сфере может быть весьма и весьма плодотворным. Только на проблему стоит взглянуть с другой стороны. Дело в том, что Китай в настоящее время является экономически гораздо более мощной державой, чем Россия. И следование рецептам WSJ создаст (в совокупности с массовой миграцией) все предпосылки для отторжения Дальнего Востока от России. Пусть не де юре, но де факто – точно. К тому же пример с другими государствами не совсем корректен. Те же Соединенные Штаты от Китая отделяет естественная преграда – океан. Но это, впрочем, не особо помешало тому, что китайские товары заполонили американский рынок. Все, наверное, помнят анекдотичный пример, когда президент Буш выступал (с месяц назад) с речью о необходимости поддерживать американские фирмы на фоне коробок с надписью «Made in China». Уж если США не справляются, то что говорить о России?
И дело здесь вовсе не в ксенофобии. Просто пока существует такое понятие как «суверенитет». И если Дальний Восток принадлежит России, то он и должен ей принадлежать. Недовольных договорами полуторавековой давности может быть много, в том числе и в Китае. Или скажем, в Мексике, где тоже найдутся люди, которые помнят, кому принадлежали Техас и Калифорния в первой половине XIX века.
Все эти проблемы настолько сложны и специфичны, что решить их с помощью универсальных рецептов не получится, хотя и очень хотелось бы. Ведь нужно учитывать массу факторов, которые в одних случаях играют роль, в других нет. А сделать это очень непросто. У России и Китая много проблем, многие из которых совершенно несхожи. И очень не хотелось бы, чтобы отношения между двумя странами перешли в плоскость «большая неосвоенная территория – большое население»…
И еще одно замечание. Случайно это или нет, но статьи в американской прессе (не только в The Wall Street Journal) появились накануне большого дальневосточного турне госсекретаря Колина Пауэлла. 23 февраля он должен прибыть в Китай…

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *