Россия-ВТО: Последствия вступления никому не известны

МОТ пытается помочь России разобраться в самой себе
С лета прошлого года с переменной активностью продолжается на разных уровнях российской власти и среди передовиков российского бизнеса перепалка по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сколько не упрекали правительство и главного лоббиста присоединения к ВТО, главу Минэкономразвития Германа Грефа в невнятности позиции правительства и в отсутствии должных объяснений, власти так и не удосужились толком обозначить все плюсы и минусы предполагаемого вступления. Дождались того, что этим вопросом всерьез озаботилась Международная организация труда (МОТ). Причем озаботилась настолько серьезно, что сегодня в Санкт-Петербурге с участием представителей этой организации прошла трехсторонняя консультативная встреча "Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО".

Понятно, что на столь немаловажное мероприятие слетелись чиновники и деятели самого высокого ранга. Во встрече приняли участие глава Минтруда РФ Александр Починок, председатель федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, первый замглавы Минэкономразвития РФ Михаил Дмитриев, генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев директор Международного бюро труда по Европе и Центральной Азии Фридрих Бутлер. Как это ни забавно, но на таком уровне социально-экономические последствия присоединения России к ВТО до сих пор у нас в стране не обсуждались. А ведь для нас это не менее важная тема, чем сохранение низких внутренних цен на углеводороды и электроэнергию.

Получается, что Россия снова фактически взяла на себя обязательство присоединиться к ВТО до конца года. Об этом в средине декабря прошлого года однозначно заявил вице-премьер правительства и министр финансов РФ Алексей Кудрин, залетев в Женеву на пол дня. Он успел договориться о том, что переговорный процесс по вступлению ускорится, и поспешил вернуться к своим повседневным обязанностям. А проблемы так и остались. И ясности на разных этажах власти и бизнеса не прибавилось.

А между тем, как говорится, на носу новый раунд переговоров. Правительство вновь размышляет, как бы выжать из этого раунда "максимум" пользы. Но пользы для кого? С какой целью? Создается впечатление, что над этими "детскими" вопросами никто в кабинете особо министров не задумывается. Замглавы Минэкономразвития Максим Медведков, возглавляющий нашу делегацию на переговорах, выдвинул амбициозный тезис — Россия может вступить в ВТО уже в ближайшие месяцы. Вопрос о том, насколько Россия подготовлена для такого шага, повисает в воздухе и плавно смещается за рамки кадра. Заполнить эти "зияющие" пробелы и попытались сегодня участники трехсторонней консультационной встречи в Санкт-Петербурге.

Признаться, вопросов "повисло" более чем достаточно. Причем, практически каждый — для страны имеет огромное жизненное значение. К примеру, каким таким образом разделят между собой бизнес и власть социально-финансовую ответственность за вступление России в ВТО? Как справедливо отметил в своем выступлении на встрече гендиректор КСОРР Олег Еремеев, давно идут разговоры о необходимости избавления российского бизнеса от непрофильных активов. И действительно содержание детских садов, санаториев, жилого фонда, а зачастую и всей инфраструктуры целых городов и даже регионов весьма негативно сказывается на конкурентоспособности российских компаний. Однако государство не спешит принять на себя ответственность за социальную сферу. Государство могло бы предоставить бизнесу хоть какие-то налоговые послабления за поддержку социальной сферы. Ан нет — чиновники стращают полнотой бюджета и кивают на необходимость выплачивать внешние долги. Можно было бы, конечно, власти поднапрячься и все-таки пересмотреть концепцию ЕСН, дать предпринимателям возможность в белую увеличить фонды оплаты труда. Так сказать, облегчить бизнесу условия для того, чтобы, в свою очередь, бизнес помог смягчить для людей социальные последствия открытия рынков для иностранных компаний. Но загадочно молчат чиновники, ничего не хотят говорить.

А между тем, низкая вовлеченность российских предприятий в работу на внешних рынках снижает их заинтересованность в адаптации управленческих кадров к требованиям глобального рынка. По имеющимся данным, свидетельствует Олег Еремеев, около 68% российских предприятий в настоящее время никак не связаны с экспортом продукции, около половины руководителей предприятий совсем не знакомы с проблематикой вступления в ВТО. И соответственно им, на первый взгляд, и дела никакого до всего этого нет. Однако на словах большая часть из них вроде бы за вступление в ВТО. Хотя первая же волна иностранцев, скорее всего, многие из этих предприятий них просто снесет и похоронит навсегда.

"Статья 7 Конституции РФ определяет, что "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Мы убеждены, что основной целью процесса присоединения России к ВТО должно стать эффективное выполнение этого важнейшего конституционного принципа — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Остальные декларируемые блага вступления в ВТО — дальнейшее развитие рыночных механизмов, рост иностранных инвестиций, ускорение экономического роста, устранение дискриминации российских товаров на внешних рынках — это не более чем средства для достижения главной цели. Истинная цена вопроса о членстве России в ВТО — это судьбы многих десятков миллионов людей", — заявил Олег Еремеев на трехсторонней встрече.

И все-таки, отдает ли себе отчет власть, что несет с собой присоединение России к ВТО в плане социально-трудовых отношений? Что же это будет? Возможность доступа к достойному труду для широких слоев населения, появление эффективной социальной защиты, уверенность в завтрашнем дне для себя и своей семьи или утрата почвы под ногами, массовая маргинализацию, социальный коллапс? Серьезные ученые об этом сегодня предпочитают помалкивать. Модные эксперты запугивают и смакуют ужасы экономической "интервенции".

По словам Олега Еремеева, выводы доклада, предоставленного российской стороне МОТ, в принципе совпадают с исследованиями, ранее проводившимися на этот счет РАН, и опровергают апокалиптические предсказания некоторых вполне уважаемых экспертов. Несмотря на серьезные проблемы, сохраняющиеся в различных секторах российской экономики, катастрофического обвала в экономике России никто не ждет. Конечно, не обойдется без проблем. Так, увеличение безработицы ожидается лишь в отдельных отраслях промышленности, таких как пищевая, текстильная, обувная, мебельная, а также в производстве электробытовых товаров. Хотя научно-обоснованных ответов на многие фундаментальные вопросы до сих пор в России никто не дал. И добавим от себя — не особо-то и стремился дать.

Последние материалы