Правосудие в «белых перчатках» и «черных очках»

Мнение "недобитого таракана", Или несколько слов о "прозрачности" "Юкоса" и либерализме в России
Вот уголовные дела руководителей и их подручных из "Юкоса" дошли до суда. Сегодня Мещанский суд Москвы наконец-то приступил к рассмотрению объединенного дела совладельцев нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Но, приступив, рассмотрение дела отложил. Причина уважительная — одному из адвокатов — Генриху Падве — на днях сделали операцию. Так что придется ждать его выздоровления.

Так называемая либеральная пресса вот уже почти год твердит, что суд будет тенденциозным, что это ничто иное, как политическое преследование. Судя по тому, как российские СМИ замалчивают истинные методы деятельности "самой прозрачной российской компании", то в установлении истины, судя по всему, не заинтересован никто. И, стало быть, Ходорковский, Лебедев, Пичугин и иже с ними, ответят в суде за что угодно, но только не за свои реальные деяния. В этом смысле точно — праведного суда над "Юкосом" и его "заправилами" не будет.

А вот известий об еще одном фигуранте дела "Юкоса" в прессе совсем немного. Несмотря на то, что адвокаты жестоко бьются с Генпрокуратурой из-за начальника 9-го отдела внутренней экономической безопасности "Юкоса" Алексея Пичугина, никакого резонанса в СМИ его дело фактически не получило. И немудрено. В случае с Лебедевым и Ходорковским, весьма удобно валить все на "политику" и кричать о новом авторитаризме. Пичугина же обвиняют в убийствах и покушениях на убийство, и здесь, как ни крути, никакой политики не получается — сплошная уголовщина.

Алексей Пичугин обвиняется в организации убийства в 2002 г. в Тамбове супругов Гориных, покушении на жизнь сотрудника мэрии Москвы Ольги Костиной и покушении на бывшего сотрудника МФО "МЕНАТЕП" Колесова. Ряд правозащитных организации России добиваются признания Алексея Пичугина в связи с уголовным расследованием политическим заключенным.

"Правда.Ру" уже писала о том, как бывшие коллеги Пичугина оказывают самое беззастенчивое давление на пострадавших и свидетелей по его делу. Дело само по себе не стоит выеденного яйца. Однако, методы, какими проблему пытаются "разрулить" коллеги г-на Пичугина, весьма и весьма красноречивы. В ход идет все, разве что только до очередных убийств "прозрачные" сотрудники СБ "Юкоса" и афилированные с ними бизнесмены еще не дошли. В частности, речь идет об арендаторе помещения в Московском Дворце Молодежи, за деятельностью которого как раз и "приглядывал" Пичугин.

Как пишет в своей статье в газете "Стрингер" бывшая помощница по связям с общественностью главы "Менатепа" Ходорковского Ольга Костина "Подъездные мордобои не были в "Юкосе" редкостью. Никаких заявлений в милицию от потерпевших, естественно, не поступало. Счастливый член дружной корпоративной семьи выплевывал зубы, вытирал сопли и благодарил за науку. Пострадавших повышали в зарплате и должности, некоторых отправляли за границу. Холуйство было и остается куда более востребованным, чем профессионализм". В январе 1999 года Ольга Костина пережила покушение, в котором как раз подозревается сотрудник службы безопасности "Юкоса" Алексей Пичугин, поэтому она знает, о чем говорит. И российские СМИ знают, поэтому и умалчивают о том, что "прозрачный" "Юкос" стал квинтэссенцией и передовым полигоном российского "бандитского" либерализма. Его "ноу-хау" по "работе с подопечными" охотно перенимали все остальные российские компании.

Вот уже не первый год длится так называемый "конфликт хозяйствующих субъектов" в Московском Дворце Молодежи, находящегося фактически под контролем "Юкоса" и родственных ему лиц. С одной стороны арендодатель — администрация МДМ в лице гендиректора Павла Забелина, с другой арендатор — один из учредителей ООО "Кибер Клаб" Сергей Лобиков. К несчастью для себя арендатор оказался потерпевшим и свидетелем в деле Пичугина, и "юкосовская" команда МДМ всеми способами давит на него.

Гендиректор Московского Дворца Молодежи, Павел Забелин объявил крестовый поход против свидетеля и потерпевшего по делу, обвиняемым по которому является его покровитель Пичугин.

Началось, как водится, с многократного и ничем не обоснованного повышения арендной платы. Единственная альтернатива — забрать свое заявление о беспрецедентном давлении со стороны сотрудников "Юкоса". Отказавшись платить непомерную дань своей "прозрачной" юкосовской "крыше" арендатор получал угрозы физической расправы и неоднократно обращался как в милицию, так и в прокуратуру. Однако правоохранители не спешили на помощь наивному предпринимателю. В ОВД "Хамовники" отказались регистрировать заявление и не предприняли никаких следственных действий. На письмо на имя прокурора ЦАО Москвы был получен ответ, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Как выясняется, арест Пичугина только ухудшил положение бизнесмена, поскольку арендатор в уголовном деле, которое вскоре рассмотрит суд, значится пострадавшим.

"В последние месяцы постоянно подвергаюсь незаконному давлению и психологическому воздействию с угрозами со стороны генерального директора ЗАО "МДМ" (одной из дочерних структур ЮКОСА) Забелина Павла Викторовича — свидетеля по уголовному делу Пичугина, который с момента приватизации в интересах "Юкоса" Дворца молодежи обеспечивал "крышу" г-ну Забелину, — говорится в заявлении Сергея Лобикова в Главное управление собственной безопасности МВД России.

"Так, в период с 10.2001 г. по 01.2002 г. г-н Забелин неоднократно угрожал заблокировать входы в клуб охраной МДМ, отключением электроэнергии и прочими действиями, препятствуя нормальной хозяйственной деятельности. Одновременно с этим г-н Забелин лично и через начальника службы безопасности МДМ Лысикова С.В. угрожал мне (вплоть до физической расправы) не пытаться обращаться в правоохранительные органы, т.к. с их слов, "у ЮКОСА везде все схвачено", ссылаясь на связи Пичугина, Шестопалова и Невзлина.

К сожалению, для меня, эти угрозы имели под собой основания. Так, когда в феврале 2002 г. охраной МДМ был заблокирован вход в клуб и сорвана в течение 7 часов его работа, вызванный нами участковый инспектор ОВД "Хамовники" С. Ракитин проигнорировал наше обращение, ссылаясь на хозяйственный характер происшествия. Еще более странным для нас казалось поведение сотрудников ОВД "Хамовники" после инцидента 14 марта 2002 г., приведшего к возбуждению Генеральной прокуратурой РФ уголовного дела № 18/35-03. Тогда г-н Пичугин поздно вечером, при попустительстве охраны МДМ, в состоянии алкогольного опьянения, сломал дверь, разделяющую бильярдный клуб и территорию МДМ, пытаясь ворваться в помещение клуба, заполненного посетителями. При многих свидетелях он угрожал лишить меня и членов моей семьи жизни, если ООО "Кибер Клаб" не подпишет новый договор аренды с ЗАО МДМ".

И еще из заявления: "г-н Забелин, используя свое служебное положение, организовал травлю ООО "Кибер Клаб", требуя лично и через третьих лиц от меня "выйти" из уголовного дела, отказавшись от своего заявления и показаний.

... Учитывая многочисленные факты давления и угроз в мой адрес и блокирование хозяйственной деятельности "Кибер Клаб" со стороны г-на Забелина, пытающегося спасти своего покровителя Пичугина и отвести возможность уголовного преследования от себя лично, прошу не игнорировать данное заявление, как это случилось в ОВД "Хамовники" и прокуратуре ЦАО г. Москвы.

Я имею достаточно серьезные основания просить принять реальные меры по данному обращению, т. к. приведенные примеры незаконных действий руководства ЗАО МДМ и службы безопасности "Юкоса" в адрес ООО "Кибер Клаб" и меня лично отнюдь не единичны. За период "хозяйничанья" в здании Московского дворца молодежи руководство ЗАО "МДМ" не раз демонстрировало бандитские методы решения своих проблем. Так, еще в 2000 г., вскоре после достаточно спорной приватизации здания Дворца, был убит руководитель юридического отдела ЗАО МДМ Б. Каневский, который проводил и оформлял приватизацию МДМ и ее регистрацию. Причем до сих пор судьба уголовного дела по этому убийству неизвестна".

Понятно, что после такой "воспитательной работы", посетителей в "Кибер Клабе" заметно поубавилось, рентабельное предприятие стремительно приблизилось к такому состоянию, что, как говорится, "хоть шерсти клок", а не новая ставка аренды. Однако арендодатели, озабоченные судебным процессом над своим "патроном" и покровителем, в такие тонкости не вникают: или гони деньги, или забери "заяву".

"Быть потерпевшим всегда плохо. Неважно, что вам пришлось пережить — вырванную на улице сумку с зарплатой или покушение на убийство, — пишет в своей статье Ольга Костина. — Ощущение униженности, как правило, усиливает ленивый цинизм правоохранительной системы, а то и продолжение преследований со стороны преступников. И еще полбеды, если преступник обыкновенный отморозок. А если это человек богатый и влиятельный или обладает покровителями из подобной среды, то очень скоро самые разные люди (представители следственных органов, правозащитники, либеральные журналисты) примутся убеждать вас, что в случившемся нет ничего страшного и необычного".

Злоключения крупнейшейнефтяной компании страны длятся уже год. Шквал публикаций и заявлений. Редкие невнятные реплики прокуратуры. И ни одной публикации, содержащей мнение потерпевших. Ни одно так называемое демократическое СМИ даже для вида не позволило себе такой роскоши. Оно и понятно. Никто уже даже не поддерживает иллюзию плюрализма. Кто такие, собственно, потерпевшие? Плебеи. Тараканы. Кому интересно мнение недобитого таракана?

Когда в дискуссиях о государстве и его так называемом беспределе "либералы" обличают коррупцию, войну в Чечне и гражданскую отсталость общества, им почему-то не приходит в голову, что все это — не более чем скорбные плоды восьмилетнего правления "семибанкирщины". Именно группа олигархов в последние годы фактически подменила собой власть, воспользовавшись болезнью и кризисом Ельцина. Так что наследство, полученное Путиным, любовно выпестовано российским бизнес-сообществом. Борьба же с этим наследством олигархам была не нужна, потому что нужные чиновники были давно раскуплены и использованы по назначению, война в Чечне приносила больше политических дивидендов, чем экономической выгоды.

Кем стал бы Михаил Борисович Ходорковский, не случись перестройка? Секретарем ЦК ВЛКСМ. Будучи продуктом своей эпохи, он впитал в себя все ее черты. Как известно, власть — это деньги плюс информация. Получив деньги, практически все олигархи занялись приобретением влияния в СМИ. Сначала это был лишь робкий пиар, позже — попытки вложиться в прессу как в бизнес. Но самым эффективным способом, безусловно, оказалась так называемая кадровая приватизация. Это когда вместо покупки издания покупаются его сотрудники или руководство. В этом случае, кому бы ни принадлежало издание, в нем всегда найдется место для ваших интересов. Главное, чтобы в целом рынок СМИ продолжал жить "черной кассой".

Господин Ходорковский в приватизации свободы слова пошел дальше всех. К парламентским выборам 2003 года он вложился не только во все будущие фракции, но и во все СМИ. Деятельность ЮКОСа и его владельцев, уже давно находившаяся за семью замками, покрылась абсолютной завесой тайны. Какие угодно разоблачения, любая критика и скандалы, но Ходорковский оставался и остается неприкасаемым. Про него, как про Генерального секретаря — или с восторгом, или ничего. Ну чем не член Политбюро ЦК КПСС?

Фото-иконостас, сооруженный с холле здания ЮКОСа? Путину такое и не снилось. По всему видно, что господин Ходорковский прямо-таки спаситель Отечества и страдалец за всех нас. Те же, кто сталкивался с руководителями "Юкоса", в реальности знают, что Ходорковский такой же либерал, как Невзлин интеллектуал. Просто с ними при всеобщем попустительстве произошла страшная вещь — они поверили в собственный пиар. Во все эти не ими написанные книги, звания и награды. В свою исключительную вседозволенность.

Мы живем при тоталитаризме. Причем этот обновленный, со светским блеском и пиаровским лоском тоталитаризм начался задолго до появления Путина и чудесно уживается с его нынешним правлением. Правда, события вокруг акционеров и силовика "Юкоса" Алексея Пичугина могут несколько деформировать отлаженную конструкцию.

В России не может быть кризиса либерализма. Потому что либерализма, в традиционном понятии этого слова, у нас не было. Господа олигархи объявили беспредельный бандитизм своих счастливых ельцинских лет эпохой либерализма. А некоторые нынешние трудности — его кризисом. Реальная дискуссия, необходимая сегодня российскому обществу, должна носить осмысленный и свободный характер. Если не будет возможности откровенно обсуждать происходящее, мы обречены на свободу слова исключительно с Савиком Шустером. Поэтому все мы, граждане России, вполне можем считать себя потерпевшими".

Наверное, и именно поэтому, что бы ни случилось на суде над Пичугиным и руководителями "Юкоса", это не станет выяснением истины. И останутся неизвестными и преступления, совершенные за завесой коррупции и круговой поруки, и скрытые от общественности "купленным" молчанием прессы слезы пострадавших — поистине невидимые миру слезы.

Статья Ольги Костиной полностью .

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *