Ядерные и цифровые акции Кремля

В настоящее время во всем мире происходит увеличение процентных ставок по кредитам, так или иначе связанным с нарастающими потоками инновационных технологий на национальных и региональных рынках. Думаю, сейчас уже можно уверенно говорить о настоящем буме инвестиций в цифровые технологии. Перед участниками мировых фондовых рынков стоит задача удачно сыграть на колебаниях курсовой стоимости акций, которые ожидаются, по прогнозам экспертов, в 2004-2005 годах.

Эти колебания будут вызваны не играми спекулянтов, а потребностями мировой экономики в серьезных структурных переменах. Прежде всего, думается, они будут связаны с новыми подходами к обеспечению безопасной и экономически выгодной энергетической стратегии. Без энергоподпитки не будут работать самые совершенные технологические линии. А экология не станет лучше, если вместо АЭС будут использовать ТЭС, работающие на угле, нефти и газе, создающие вредные "парниковые газы" и способствующие глобальному потеплению. Но акционерам нужна реальная прибыль сегодня, а не через 20-30 лет. До последнего времени в фокусе их внимания находились инвестиционные программы на 12 месяцев. Однако более дальновидные акционеры провели 19-21 марта в Давосе Международную конференцию об изменениях инвестиционного климата в России при втором сроке президентства Владимира Путина (перевод дословный. — В. Л.). И результаты работы этой конференции оказались более чем интересными.

Акционирование и приватизация государственной собственности в России в 2004 году происходит на новом, более наукоемком уровне. Он определяется тем, что при втором сроке президентства Владимира Путина главным игроком на рынке ценных бумаг становится стратегически дальновидный Кремль, а не зацикленные на своем бизнесе олигархи, финансово-промышленные группы и т. п.

Через администрацию президента уже давно проходят основные решения о стратегических инвестициях в наиболее прорывные технологии. К ним относятся цифровые и ядерные технологии. Именно они способны помочь созданию и реализации "амбициозных планов России". Такую задачу ставил президент Путин еще в 2000 году перед правительством Касьянова. Но тогда оно не имело мощных цифровых, атомно-энергетических, а главное — финансовых рычагов, остававшихся в руках нефтяных и газовых олигархов.
Теперь, через четыре года, похоже, наступил период повышенной активности Кремля на рынках ценных бумаг наукоемких компаний и корпораций. Эта атака способна "перевернуть мир административно-хозяйственного хаоса и бедности населения, доставшихся стране от перестройки, рождения олигархов и других перипетий прошлого столетия".

Массированные атаки на олигархов, выпестованных Кремлем во времена Бориса Ельцина, вроде бы заканчиваются. Кремль при "втором Путине", как ожидают, перейдет к созданию качественно новых, "атомных" и "цифровых" рычагов воздействия на бизнес, общественность и партнеров по "большой восьмерке". Не исключено, что все это будет происходить в виде элегантных и масштабных спекуляций на рынках ценных бумаг компаний, связанных с интернет-технологиями ядерными программами, а не только лишь акциями предприятий ТЭКа. На это и рассчитывают консалтинговые компании, обслуживающие в России интересы своих стратегических инвесторов.

Надуются или спадут паруса инвестиций?

В 2003-2004 годах резкое снижение курса доллара при росте цен на нефть и газ позволило России немного скостить свои внешние долги за счет резко увеличившегося объема доходов от топливного экспорта — при фактическом аресте счетов акционеров нефтяных и газовых монополий. Одновременно наметилось продвижение ядерных и цифровых акций Кремля на российских и зарубежных фондовых биржах. Теперь развитие современного бизнеса все больше зависит от ветра перемен в Кремле, повеявшего после мартовских выборов 2004 года. Недавний форум в Давосе мировой бизнес-элиты, возможно, наполнит инвестиционные паруса российской экономики вообще и атомной энергетики в частности.

Однако аналитики не сбрасывают со счетов и сопротивление этим переменам. Так, в феврале — марте 2004 года Россию потрясли серии крупных террористических актов, техногенных катастроф, в том числе и пожар (а может быть, поджог?) на Нововоронежской АЭС, где мгновенно были отключены важнейшие производственные циклы для успешной локализации и исправления сбоя. Некоторые политические бонзы и многие лидеры бизнес-кругов противятся внешним инвестициям в строительство российского "свободного рынка" на основе открытого интернет-пространства, отстаивают сложившийся "бандитский капитализм". Другие же, наоборот, ратуют за создание благоприятного для конкуренции пространства, предрекая России в противном случае долгий и изнурительный "периферийный путь к капитализму". За этими спорами внимательно следят силовые структуры и их представители в Кремле, так называемые "силовики". А за их реакцией внимательно наблюдают западные инвесторы.

Путинизация стратегии развития России

Изучение, а точнее, мониторинг данных, расположенных на официальных веб-сайтах соответствующих политических игроков, позволил аналитикам консалтинговой компании "Ренессанс-капитал" сделать вывод о расширении "ресурсов Кремля". Речь даже идет о "путинизации" процесса формирования долгосрочной, в том числе и инвестиционной, политики России. Как все это выглядит?

В конце 2002 года у Кремля, считают эти аналитики, были четыре стратегически важные опоры: блок "Единая Россия", самостоятельнодействующие группы "силовиков" и налоговиков, а также национальные телеканалы. Тогда как у противостоящего Кремлю конгломерата "большого бизнеса" имелись пять рычагов давления на процессы законотворчества и стратегического планирования развития страны. Это либеральные партии в Думе, такие ключевые политические фигуры, как Александр Волошин и Михаил Касьянов, реальный контроль над добычей и реализацией на глобальном рынке природных ресурсов России, ну и, конечно, печатные СМИ.
Но уже в конце 2003 года под большим российским бизнесом остались всего лишь "три ножки стула": природные ресурсы, деньги и печатные СМИ. Тогда как у Кремля таких опорных точек стало шесть. Они позволяют ему, как танку, проходить по любым законотворческим и бюрократическим топям. Это Дума, правительство, СМИ, губернаторы во всех регионах и еще более сплотившиеся вокруг "второго Путина" силовики и налоговики.

Какой же вывод сделают стратегические инвесторы? Они, как принято сегодня считать, полагают, что при малой оппозиции внутри нового состава Думы и правительства Кремль сможет быстрее вести страну к позитивным для рыночных отношений изменениям. Большой бизнес, в свою очередь, должен будет приспособиться к ним и перестроить свою прежнюю систему получения сверхприбылей за счет мелких и средних акционеров, а также уклонения от налогов. Одним из инструментов такой перестройки становятся прозрачные фондовые биржи, оснащенные интернет-технологиями.

В связи с этим ожидается, что политические сдвиги в России первоначально окажут негативное влияние на выпуск ценных бумаг, допущенных к биржевому обороту, а также на торговлю уже выпущенными в обращение ценными бумагами. Но уже на подходе эмиссии акций наукоемких предприятий, не зависящих, например, от давления стран ОПЕК на мировые валюты. При ожидаемом обвале цен на нефть после пуска альтернативной трубы (минуя Россию, от Каспия через Турцию) для отправки этого природного топлива в Европу и Америку повышение цен на нефть до 40 долларов за баррель может быть лишь краткосрочным.

Принимаются в расчет и макроэкономические перемены. Ведь для любой страны существует следующая закономерность: чем больше социальное напряжение, тем выше непроизводительные расходы на модернизацию правоохранительных, оборонных и других структур. И тогда без должного финансового внимания остаются так называемые "критические структуры", от которых и зависит научно-технический прогресс и активность фондовых наукоемких рынков. А планы России при вхождении в ВТО связываются именно с развитием высоких технологий, а не с экспортом сырья и топлива. Второй срок президентства Владимира Путина базируется уже на довольно низком уровне социального напряжения в стране. Оппозиция называет это социальной апатией. Но так ли это?

Кто первый в очереди за интернет-инвестициями?

Результаты развития рынка ценных бумаг в России за 1999-2003 годы неутешительные. Вторая чеченская война сделала свое черное дело, обрушив акции многих компаний, кроме нескольких лучших. В них и рекомендуют аналитики компании "Ренессанс-капитал" делать стратегические вложения на 2004 год. Это "Газпром", "Транснефть", "МТС", "Северсталь", SUN-Interbrew B, "Лукойл". В этих корпорациях уже сложился "культ Интернета". А сегодня это очень важный фактор прозрачности для западных инвесторов.

Вместе с тем в узком кругу страшно далеких от народа российских интернет-капиталистов налицо отсутствие сколько-нибудь существенного прогресса. Наш пользователь по-прежнему все больше "шарит" в Интернете с целью развлечься, а не заработать. Тогда как в США, например, объем фьючерсных продаж через интернет-аукционы только электроэнергии (в том числе и от АЭС) в феврале 2004 года составил в одном штате Нью-Джерси 5,1 млрд долларов!

Такое сравнение заставляет по-иному взглянуть на поистине гигантские, но пока скрытые возможности Кремля в частности и России в целом, которые откроются при активном развитии таких приоритетов в стратегии развития страны, как атомная отрасль и интернет-индустрия. Но такое развитие скорее пойдет через "горизонтальный капитализм", а не через государственную бюрократию времен социалистической (плановой) индустриализации. Итак, мирный атом и цифровые технологии определяют фарватер мирового постиндустриального развития. Либо Россия пойдет по нему, либо, как предостерегает в своей последней книге о будущем России Григорий Явлинский, будет дрейфовать у "периферийного бережка" мирового капитализма. Кстати, сам лидер "Яблока" предстает в этой книге весьма непоследовательным. Все последнее десятилетие он ругал российский мирный атом и призывал опираться на нефтегазовые деньги, поэтому его призыв к активному сотрудничеству с "большой семеркой", взявшей с 2002 года стратегический курс на ослабление своей зависимости от нефтедолларов, выглядит малоубедительным не только для экономистов, но и для многих сторонников и даже руководителей самого "Яблока".

Жизнь убедительно доказывает, что дополнительные потребности инновационных технологий, в том числе и сетевых, в электроэнергии смогут удовлетворить быстро, надежно и без нанесения ущерба экологии только АЭС. Несомненно, "цифровое" будущее России тесно связано именно с мирным атомом. Да и растущая зависимость от экспорта-импорта природного топлива вынуждает другие развитые страны мира лавировать между долгосрочными экономическими и экологическими выгодами, которые им, несомненно, предоставляет атомная энергетика.

Кто осветит путь России к прогрессу?

Малые или крупные, но без стратегических амбиций российские бизнесмены часто выбирают сиюминутные, хотя и весомые, прибыли от спекуляций на глобальном рынке природного топлива. После президентских выборов в России еще больше обостряется борьба между стратегической ответственностью "великодержавников" и сиюминутной выгодой "прагматиков". Ход такой кремлевской борьбы отражается в конъюнктурных перепадах на рынке ценных бумаг. А это, в свою очередь, не может не волновать так называемых стратегических инвесторов. К ним относятся те, для кого вложение в проекты развития России более 500 млн долларов не является проблемой. Именно они и собрались в Давосе 19-21 марта 2004 года. Речь на конференции шла в основном о расчистке "информационных завалов" для поступления инвестиций именно в высокотехнологичные отрасли.

Кстати, с начала 2004 года все больше инвестиций поступает в российские СМИ и зону.ру не только из дальнего, но и из ближнего зарубежья. Ожидается, что с помощью диверсифицированных информационных каналов (спутниковые, кабельные и т. п.) можно будет намного эффективнее осваивать средства крупных инвесторов, а также растущей массы мелких акционеров. Это вполне вписывается в планы Кремля по модернизации так называемых критических инфраструктур. К ним теперь относятся предприятия по производству цифровых и ядерных технологий. Так что фактически начало второго срока президентства Владимира Путина в 2004 году отмечено большей, чем прежде, концентрацией усилий государства на строительстве сильной и по-современному динамичной экономики.

Продолжение следует

"Планета Интернет"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить