Нацисты расправились с известным питерским ученым

В Петербурге застрелен известный общественный деятель, защитник прав национальных меньшинств, ученый Николай Гиренко. Правоохранительные органы рассматривают различные версии этого убийства, в том числе и месть со стороны нацистов. Дело в том, что Николай Гиренко выступал экспертом на многих судебных процессах, где так или иначе затрагивалась тема разжигания межнациональной розни.

В субботу около полудня в квартиру Николая Гиренко позвонили. Ученый подошел к двери и посмотрел в глазок. В этот момент раздался выстрел. Пуля пробила деревянную дверь и попала в плечо Гиренко. Легкое, на первый взгляд, ранение тем не менее оказалось смертельным: была задета ключичная артерия. В милицию о случившемся сообщила дочь ученого, которая в это время находилась дома, пишет ГАЗЕТА.

Дело о его убийстве приняло к производству Управление по расследованию особо важных преступлений городской прокуратуры Санкт-Петербурга. Как сообщил в понедельник журналистам заместитель прокурора города Александр Жуков, в настоящий момент в качестве одной из версий следствие рассматривает убийство в связи с профессиональной деятельностью Гиренко. Однако, по его словам, следователи не исключают, что это могло быть и убийство из хулиганских побуждений.

Эта формулировка — "хулиганские побуждения" - вызвала недоверие у коллеги и ближайшей соратницы Николая Михайловича Валентины Узуновой. По ее словам, группа ученых под руководством Гиренко, занимавшаяся экспертизами национал-экстремистских изданий, постоянно получала угрозы в свой адрес.

- Звонок. Снимаешь трубку, — рассказывает Валентина Георгиевна, — раздается озверелый мат. Матом же предупреждают, что с нами сделают. Формально — хулиганство, не более. А фактически? А если звонят домой и предлагают подумать о судьбе дочери? Гиренко посмеивался: вчера опять звонили, хорошо, что женщин моих рядом не было (дом у профессора был женский — супруга, дочери, внучки. — "Известия"), я душу отвел, ответил той же лексикой. Заткнулись. А то они думают, что я сам таких слов не знаю.

Имя Николая Гиренко было хорошо известно как в научном мире, так и среди петербургских правозащитников. Ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии, кандидат исторических наук, он занимался этническими проблемами. Кроме того, Гиренко выступал экспертом на многих судебных процессах, где затрагивалась тема межнациональных отношений. В его обязанности входил анализ публикаций и лозунгов: разжигают ли они межнациональную и расовую рознь. В 1990 году Гиренко был избран в Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов как представитель партии "Демократическая Россия". Его политическая и научная деятельность была тесно связана с именем Галины Старовойтовой.

Как рассказал председатель петербургского отделения "Демократической России" Руслан Линьков, Николай Гиренко активно сотрудничал с питерскими представителями различных национальных диаспор. В частности, на базе ДК имени Кирова им был создан "Дом этническо-культурных организаций", где находились многие общественные организации национальных меньшинств. В последнее время Гиренко работал над экспертизой по рассматриваемому сейчас одним из питерских судов уголовному делу группировки скинхедов "Шульц-88".

"Дело Шульца" началось весной 2003 года. Тогда при расследовании нападения на гражданина Армении оперативники вышли на скинхедовскую группировку — порядка 30 человек. Именно после экспертного заключения Гиренко стало ясно: речь идет не просто о городской шпане, а об убежденных расистах и нацистах гитлеровского толка. Лидер группы Дмитрий Бобров (кличка "Шульц", а цифры "88" означают "Хайль Гитлер!"; 8 — порядковый номер буквы "Н" в немецком алфавите) установил в своей организации жесткую дисциплину, проводились занятия по физической и "теоретической" подготовке, подростки тренировались "бить черных", репетировали массовые погромы. Группировкой издавался журнал "Гнев Перуна", наставлявший юных скинхедов. Экспертиза "Гнева Перуна" проводилась именно группой экспертов под руководством Гиренко. Бобров и его ближайший соратник Алексей Вострокнутов оказались в следственном изоляторе (остальные четверо — под подпиской о невыезде). В мае рассмотрение дела "Шульц-88" продолжилось. Члены организации обвиняются в возбуждении национальной и расовой вражды и публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя. Рассмотрение дела не закончено.

Среди последних дел Николая Гиренко — экспертиза группы новгородских газет "Новгородец", "Я — русский", "Русское вече", "Для русских людей", "Евпатий Коловрат", "Русское единство" (одна из них была закрыта по решению суда). Эти газеты связаны с РНЕ. С этой организацией профессор Гиренко ранее схлестнулся в Санкт-Петербурге, на процессе по делу Алексея Андреева, другого издателя националистических газет. Незадолго до своей гибели Гиренко начал готовиться к новому судебному процессу, связанному с РНЕ.

По словам Руслана Линькова, последнее время Гиренко угрожали по телефону неизвестные, требовавшие прекратить деятельность, связанную с поддержкой национальных меньшинств.
Закон о защите участников уголовного судопроизводства существует лишь в проекте. В действующем российском законодательстве нет закона о защите свидетелей. Принять его депутаты Госдумы пытаются уже более 10 лет, однако сделать это не удается главным образом по причине отсутствия финансирования, необходимого для того, чтобы закон начал реально действовать. Разработчики документа подсчитали, что предлагаемые законом меры по защите свидетелей (предоставление им охраны, переселение в случае необходимости свидетелей и их семей в другую местность, изменение паспортных и биографических данных, а иногда и самой внешности) обходились бы государству в 800 миллионов рублей ежегодно. В последний раз законопроект, предусматривающий, к слову, государственную защиту не только свидетелей, но и всех участников уголовного судопроизводства, в том числе и экспертов, рассматривался Госдумой весной 2003 года и вновь был отложен "до лучших времен".

Правда, в Московском управлении по борьбе с организованной преступностью существует специализированное подразделение по физической защите должностных лиц, которое занимается в том числе и охраной свидетелей, однако это скорее напоминает самодеятельность, не имеющую под собой ни финансирования, ни законодательной базы. Между тем в России свидетелями преступлений ежегодно становятся около 10 миллионов человек. Примерно четверть из них, дав обличающие преступников показания на предварительном следствии, затем меняют или вовсе отказываются от них, зачастую опасаясь мести со стороны обвиняемых и чувствуя себя беззащитными перед лицом этой угрозы. Давление нередко оказывается и на экспертов, ведь во многих случаях именно на основании их заключений строится обвинение и выносятся обвинительные приговоры. Ярким примером такого рода деятельности экспертов является судебный процесс над полковником Будановым, обвиненным в убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой. Напомним, что приговор в виде 10 лет лишения свободы был вынесен ему на основании заключения психиатрической экспертизы, признавшей полковника вменяемым.

Источник: "Известия", ГАЗЕТА

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру