Октябрьский сюрприз

Газета The Washington Times на днях опубликовала на своих страницах статью, согласно которой американский спецназ вовсю отрабатывает планы по свержению нынешнего иранского правительства.

Согласно этой статье, план предусматривает два этапа: в ближайшее время (точнее говоря, в октябре) американцы нанесут удары по иранским ядерным объектам. А затем – уже весной – последует второй этап, в котором и будет задействован спецназ.

Газета подчеркивает, что полномасштабных военных операций не планируется. Спецназ должен войти в контакт с местными диссидентами и каким-то «умеренным лагерем». Что подразумевают авторы The Washington Times под последним определением, не совсем понятно. Нынешнего президента Ирана Мохаммада Хатами тоже принято считать «умеренным», но именно его, по идее, американцы и намерены лишить власти…

Не совсем ясно и насчет военных ударов по иранским ядерным объектам. Газета упоминает о том, что в пустыне Негев израильские летчики уже проводили тренировки, на которых отрабатывались бомбардировки объектов в Бушере, где иранцы строят АЭС. Так что в данном случае Вашингтон скорее будет заниматься политическим прикрытием своего ближневосточного союзника, а не принимать непосредственного участия в бомбардировках. Тем более, что сами израильтяне уже неоднократно заявляли о готовности решить иранскую ядерную проблему силовым методом.

Впрочем, сценарий The Washington Times в нынешних условиях маловероятен (хотя и нельзя назвать его невозможным в принципе). Скорее речь идет об информационной войне, которую США ведут с Ираном уже не первый год. В настоящее время в Совете управляющих МАГАТЭ идет бурная дискуссия по поводу будущей резолюции, посвященной ядерной программе Ирана. Как и следовало ожидать, Вашингтон настаивает на максимально жестких формулировках. По информации Christian Science Monitor, американцы потребовали установить крайним сроком 31 октября этого года, до которого Иран должен выполнить все требования относительно его ядерной программы, которые фактически должны поставить на ней крест. Если Тегеран не выполнит эти требования (а то, что иранцы этого не сделают сомнений практически нет), то в Совете безопасности ООН США поставят вопрос о введении жестких санкций против Ирана.

Впрочем, страны Евросоюза американского подхода к проблеме не разделяют. В текст обсуждаемой ныне резолюции по их настоянию были включены слова о «в целом позитивном направлении иранского сотрудничества» с МАГАТЭ, против чего американцы категорически возражали. Впрочем, окончательно текст резолюции еще не утвержден и вполне вероятно, что эта формулировка из него исчезнет.

Фактом является и то обстоятельство, что Соединенные Штаты установили тесные контакты с иранскими «диссидентами», в частности с группировкой «Моджахеддин е-хальк» («Народные моджахеды»). Эта организация одно время находилась в списке террористических группировок Госдепартамента США, однако несколько месяцев назад была из него исключена. Боевики «Моджахеддин е-хальк» в 70-80-х годах прошлого столетия «прославились» несколькими громкими терактами, в результате которых пострадали и американские граждане (собственно, по этой причине группировка и попала в список Госдепа). В начале 80-х, после того как в Иране организация была практически разгромлена, остатки «народных моджахедов» перебрались в Ирак, где их пригрел Саддам Хусейн. От которого они плавно перешли под крыло США…

Решение Госдепа вызвало недоумение в странах Евросоюза, для которого «Моджахеддин е-хальк» по-прежнему остается террористической организацией. Что уж говорить о реакции официального Тегерана, которая, как и следовало полагать, была чрезвычайно резкой. Аятолла Хаменеи заявил по этому поводу: «Теперь Америка поддерживает их («Моджахеддин е-хальк»). Это демонстрирует, что терроризм плох, если террористы не состоят на службе у США. Если же террористы становятся слугами США, то они не так уж и плохи. Это проверка, показывающая, как Америка насмехается над борьбой с терроризмом и демократией».

В Вашингтоне на критические замечания предпочли не реагировать. Главная цель США – свести на нет иранскую ядерную программу. И похоже, чем дальше, тем больше американские власти уверены, что для этого сгодятся любые средства – резолюции, санкции, а может быть и спецназ, израильские ВВС и боевики «Моджахеддин е-хальк». Правда, в любом случае до ноябрьских выборов никто войну затевать не станет – Ирака и Афганистана пока вполне достаточно.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *