Искусство одухотворять материю

Веселин СтаневВеселин Станев — яркое явление музыкального мира. Тонкий ценитель классики, глубоко чувствующий пианист, влюбленный в музыку настолько, чтобы забыть себя ради нее. Этот музыкант никогда не позволяет себе чистого самовыражения, он всегда служит композитору, произведение которого исполняет, а не собственному "Я". Уже сейчас западная пресса называет его гением. В том числе и за исполнение программы, которую пианист сыграл на концертах, только что прошедших в Петербурге и Москве.

Вот, что писала летом этого года "Irish Examiner": "Простота Станева поражает еще и потому, что он на самом деле не только виртуоз, но и гений. Виртуозность в пианисте это и техническое и чувственное восприятие, гений вырастает из таланта и в мистическом и в метафизическом смысле...". Да, западная пресса не боится таких обязывающих оценок. Как говорил Роберт Шуман: "Искусство состоит в искусстве одухотворять материю". Нечто подобное происходит, и когда Веселин Станев выходит на знаменитую сцену Московской консерватории. Он словно специально появляется здесь только раз в году, чтобы сказать нам что-то очень важное, что понял, услышал сам, общаясь с Вечностью, где до него побывали титаны, чья музыка стала его страстью и жизнью. Ведь только проникнув в Вечность, он сможет объясниться с днем сегодняшним.

Программа, составленная им для России, кажется невозможно сложной для исполнителя. Восемь сонат отца виртуозного клавесинного стиля — Джузеппе Доменико Скарлатти — барочные пьески-характеры, Станев играет прозрачными звуками, проникновенно и доверительно с мелодической четкостью и в то же время непринужденно. Фантазии, До мажор, оп. 17 Роберта Шумана, посвящены Ференцу Листу. Восхитительно легко и свободно Станев справляется с мыслями одного великого композитора о другом, высказанными в музыкальной форме, словно следуя указаниям самого маэстро Шумана: "Только постигнув форму, можно постигнуть дух".

Перевести дыхание помогают знакомые по музыкальной школе Лирические Пьесы Эдварда Грига, которые из под пальцев Веселина взлетают неожиданно легко, почти как веселые анекдоты.

Наконец, Баллады (Вторая и Четвертая) Фредерика Шопена — технически невероятно сложные. В исполнении которых музыкант не погрешил ни чистой виртуозностью, ни поэтичностью ни последовательностью исполнения. Они оставляют впечатление искусного повествования, почти романа...

Станев замечательно умеет и воспарять над музыкальной материалом, и точно следовать или исследовать глубину замысла композитора.

Веселин Станев — мировая знаменитость, он выступает во многих прославленных концертных залах мира: Уитмор Холл в Лондоне, Старой Опере во Франкфурте, Гевандхаус в Лейпциге и Саль Гаво в Париже. Он играл с Hubert Soudant, Armin Jordan, David Zinman и другими известными дирижерами. А Грег Эллис из квартета PTE Vanbrugh из Ирландия отозвался о Станеве так: "Веселин играет с потрясающей виртуозностью, великолепно владея звуком, он блестяще выражает музыкальную мысль. Этот человек необыкновенно поэтичен. У него есть естественный, прямой доступ к музыке. Он — гений. Это такая непосредственная игра, в которой и состоит весь смысл".

Да, пожалуй, встреча с настоящим музыкантом действительно помогает постичь смысл.

Марфа ЗУБКОВА специально для "Правды.ру".

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить