Играть на тарифах бывает выгоднее, чем на бирже

К чему приводит монополизация в бизнесе? К удушению малого бизнеса и наступлению на права потребителей. Монополизация в системе госуправления и регулирования приводит к коррупции. Что случается, когда оба этих порока соединяются можно представить на примере регулирования тарифов на электроэнергию. Во всяком случае, так можно воспринять сложившуюся систему определения тарифов в регионах.

Введем читателя в курс дела. Тарифы на электроэнергию (и не только) определяет государство в лице Федеральной тарифной службы (ФТС). ФТС должна диктовать производителям электроэнергии отпускные цены, которые будут приемлемыми с учетом особенностей каждого конкретного региона. В первую очередь служба должна исходить из платежеспособности потребителей и лишь во вторую очередь из интересов энергокомпаний.

Понятно, что сфера деятельности такой службы (до административной реформы она называлась Федеральной энергетической комиссией — ФЭК) потенциально коррупциогенна. Подумайте сами, насколько велико искушение за соответствующую премию увеличить прибыль региональной энергокомпании, повысив на несколько копеек тариф. Или же снизить издержки энергоемкого предприятия, снизив отпускную цену электричества.

Понимая вороватый характер определенной части российского чиновничества, государство заставило ФТС обосновывать свои решения заключениями специально аккредитованных аудиторов, которые должны честно и объективно дать заключение по оптимальной стоимости киловатта электроэнергии.

Но, видимо, нет такой административной преграды, которую не обойдет ищущая душа чиновника. По некоторым сведениям, в ФТС, еще во времена правления этим ведомством Георгия Кутового, упростили схему работы. В июне 2000 года по решению Кутового в качестве экспертной организации ФЭК России была аккредитована группа "ЭКФИ" во главе с неким Анатолием Бондаревым. Насколько известно, столь хлебное место было предоставлено безо всяких тендеров и прочих китайских церемоний.

Небольшое отступление. История российского аудита — вообще штука темная. О том, как он возник и развивался, ходят легенды. Разговоры о криминализации этого бизнеса, которые, вероятно, имеют подоплеку, привели к тому, что крупные компании и само государство отказались от услуг отечественных контролеров, предпочитая западные компании. Поэтому привлечение российского аудитора со стороны ФТС было шагом если не волюнтаристским, но достаточно смелым.

Впрочем, кто не рискует, тот не пьет шампанского. По публиковавшимся ранее сведениям, союз ФТС и ЭКФИ уже принес обеим конторам огромные прибыли.

В качестве иллюстрации "плодотворного" сотрудничества аудиторов и ФЭК обычно приводят хрестоматийный пример Тюмени, где c 2000 по 2003 год тарифы взлетели более чем в 3 раза. Не правда ли, парадоксальная ситуация для главного газодобывающего региона страны!

Непрерывный рост цен на энергию к 2003 году вылился в крупный скандал. Ряд нефтяных компаний стал через суд требовать снижения отпускных цен на электроэнергию местного монополиста ОАО "Тюменьэнерго".

От роста цен главным образом пострадали предприятия ТНК, представители которых доказывали необоснованность роста тарифов в суде. В феврале к их требованиям присоединились остальные крупные нефтяные компании. Их руководители подписали обращение, в котором выразили обеспокоенность решениями Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Письмо подписали председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский, президент НК "ЛУКойл" Вагит Алекперов, заместитель председателя правления — исполнительный директор ОАО "ТНК" Герман Хан, президент ОАО "Сибнефть" Евгений Швидлер и президент ОАО НК "Сиданко" Лоуренс Смит. Региональная энергетическая комиссия, сообщалось в письме, проигнорировала согласованный 11 декабря 2002 года на заседании правительства РФ предельный уровень повышения тарифов на электроэнергию для конечных потребителей на 2003 год в размере не более 14 %. Отметим, что когда НК "ЮКОС" обратилась в ФЭК с просьбой перейти на закупки энергии на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности), где она оказалась дешевле, чем у "Тюменьэнерго", регулятор отказал компании.

Тогда "Тюменьэнерго" и ФЭК решили устроить показательную акцию — провести аудиторскую проверку в энергосистеме на предмет обоснованности тарифов. Для этого привлекли якобы независимое ЗАО "Аудиторско-консалтинговая группа "ЭКФИ". Нефтяников насторожило уже то, что эти аудиторы проводят проверку практически на всех 100-процентных "дочках" РАО ЕЭС. Настороженность были не напрасной. И действительно — эксперты из "ЭКФИ" не только подтвердили нижний предел цены, установленный для "Тюменьэнерго", но даже назвали его "заниженным". Что и требовалось доказать.

И хотя нефтяников поддержал Арбитражный суд, признав тарифы необоснованно высокими, они все равно продолжали расти. По слухам, откат "независимым" аудиторам и чиновникам ФЭК составил 2 миллиона долларов, а "Тюменьэнерго" получила сверхприбыль в размере 25 миллионов.

Вольную игру с ценами на электроэнергию бизнесмены (естественно, пострадавшие) называют "тарифным беспределом". Проблеск надежды появился во времена структурной перестройки правительства, пресловутой административной реформы. ФЭК было преобразовано в ФТС, а бессменный глава комиссии Кутовой отправлен на пенсию. Назначение на должность главы ФТС Сергея Новикова бизнес посчитал хорошим знаком. Все надеялись,что бывший менеджер ЮКОСа должен ближе к сердцу воспринимать проблемы энергозависимого бизнеса.

Несмотря на заявления заместителя нового главы Евгения Яркина о том, что нагрузка по повышению тарифов будет возлагаться на розничных потребителей (час от часу не легче), цены для предприятий все равно будут расти, как например в Тульской области. "ЭКФИ" продолжает аудировать энергокомпании на предмет обоснованности тарифов. По некоторым сведениям, преемственность традиций эпохи Кутового продолжает его заместитель Яркин, сохранивший свою должность и при новом главе. Как известно, Яркин и Кутовой — давние друзья, знакомые еще по совместной работе в Госплане СССР.

Изменилась лишь форма — теперь расти будет так называемый сетевой тариф, иначе говоря, плата за передачу электроэнергии. В итоге стоимость киловатта увеличилась за год почти в два раза. Обеспокоенность новой обдираловкой уже высказали представители ТНК-BP и Транснефти.

Но что тарифному ведомству до стенаний "чужих" бизнесменов, когда такое хорошее предприятие, как "Тюменьэнерго", без сверхприбылей простаивает. ФТС приняла решение взвинтить тариф энергокомпании на передачу электроэнергии почти в три раза — с 12 до 30 копеек. Говорят, что эта идея принадлежит Евгению Яркину, который умело воспользовался неопытностью нового руководителя службы. Трудно говорить об их обоснованности. Ведь для рассмотрения тарифов вновь была приглашена уже "набившая руку" на Тюмени компания ЭКФИ. Стоит ли удивляться, что они без колебаний утвердили новый тариф, который с минувшего вторника вступил в силу.

По приблизительным подсчетам, на одном таком повышении "Тюменьэнерго" заработает дополнительные 60 миллионов долларов. Знающие люди утверждают, что предполагаемый "откат" Яркину и Бондареву за "грамотный" аудит и тариф может составить четыре миллиона долларов.

Но эти цифры блекнут рядом с цифрами потерь местных предприятий. По некоторым оценкам, они могут составить сотни миллионов долларов.

Иван Удальцов

Обсудить