Месть и закон в Рязани

Председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков возьмет под личный контроль «дело губернатора Рязанской области Георгия Шпака», сообщает РИА «Новости». Как заявил журналистам руководитель ЦИК, он намерен посетить Рязань и ознакомиться с деталями скандала на месте.

Скандал в Рязанской области, так бурно начавшийся во вторник на этой неделе, неожиданно забуксовал. Бывший полковник СВР Игорь Морозов, возглавивший «крестовый поход» на губернатора Шпака, в который раз публично воскликнул, что дело о злоупотреблениях генерала Шпака во время предвыборной кампании в прошлом году передано в суд. Судья Советского района, которая терпеливо ждет злополучное дело уже третий день, недоуменно сообщает, что никакого дела нет – ни письмом, ни заказной бандеролью, ни иными способами никакие бумаги судье за это время не поступали.

Напомним, скандал начался с того, что обиженная гендиректор рязанского холдинга «Кротберс» Наталья Сучкова обратилась в суд с иском к губернатору. По мнению заявительницы, Шпак не выполнил условия конфиденциального соглашения «Об организации совместной деятельности», подписанного сторонами 3 марта 2004 года, в начале избирательной кампании за пост губернатора. По этому договору Сучкова обязалась профинансировать избирательную кампанию Шпака, а тот, в случае победы, — назначить ее вице-губернатором, а также затем согласовывать с ней дальнейшие кадровые назначения в администрации области.

Отстаивать честь обиженной дамы публично взялся проигравший Шпаку на губернаторских выборах Игорь Морозов. Он поклялся, что вот-вот оригинал взрывоопасного соглашения между Шпаком и Сучковой поступит в суд. И вот время идет, а документов все нет и нет. Что же происходит?

А был ли мальчик?

На самом деле у всех, здоровых на голову людей, наличие подобного документа в природе вызывает большой скептицизм. При этом можно даже оставить в стороне тот факт, что это компрометирующее губернатора соглашение нигде и никак не проявлялось и вдруг всплыло почти через год после губернаторских выборов, что уже психологически делает этот документ странным и вызывающим сомнения. Гуляй этот документ по рукам юристов, как утверждает Сучкова, о нем давно бы уже говорили, и кто-нибудь уже давно бы им  воспользовался в гнусных целях. Да и молчание самой Сучковой в течение года, будь такое соглашение истинным, не объяснимо. Известно же, что «чем дальше в лес, тем тоще партизаны», и чем больше времени проходит со времени выборов, тем больше у Шпака шансов крепко осесть в губернаторском кресле и получить полную индульгенцию своих грехов от Москвы.

Оставим в стороне и тот факт, что подпись Шпака стоит только на второй странице пресловутого соглашения. Стало быть, на первой странице уже после проставления генеральской подписи можно было писать все, что душе угодно, включая работу Шпака на марсиан или плановую подготовку генерала  к убийству президента РФ.

Но даже без учета этих двух аргументов, делающих подозрительный документ еще более подозрительным,  главное сомнение  вызывает сам предмет договора, а также наивность госпожи Сучковой, осмелившейся опубликовать этот предмет договора перед широкими массами. Можно тогда легко представить, что скоро какой-нибудь бизнесмен принесет в суд жалобу на киллера, не выполнившего условия договора, и в качестве доказательства предъявит бумагу, где черным по белому будет проставлено «исполнитель обязуется устранить физическое лицо такое-то с такими-то паспортными данными до указанного срока». Конечно, можно предположить, что суд предъявит обвинение киллеру за невыполнение им своих профессиональных обязанностей, но есть подозрение, что эту статью по закону РФ поглотит другая статья, сформулированная на основании предмета договора. И под суд пойдут оба – и бизнесмен, и киллер. Или их обоих отправят на психиатрическую экспертизу, потому что документировать  такие вещи способны только не совсем адекватные люди.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наличие в природе подобного документа, каким размахивает издалека госпожа Сучкова, вызывает большие сомнения у здравомыслящих людей. Ну, кто в здравом уме и твердой памяти будет подписывать эту галиматью и добровольно вешать на себя срок? И кто, обладая нормальной человеческой психикой, помчится в суд заводить дело на саму себя?

Скорее всего, действительно, перед выборами в Рязанскую Областную Думу первая страница документа была переписана, а поскольку подпись в конце документа ставила госпожа Сучкова, то ее и выбрали в качестве главного персонажа разыгрываемой драмы.  Этим сразу объясняется и отсутствие даже намеков на существование подобного документа в течение года, а также наличие подписи вполне адекватного генерала под бредовым документом. Однако, если госпожа Сучкова, как выясняется, имеет ложные обиды в адрес губернатора, кто же тогда на самом деле выступил против генерала Шпака, а также, почему вдруг бурно начавшийся скандал в Рязани начал тормозить?
Рассмотрим все по порядку.

На обиженных возят воду и компромат.

Кто же в Рязани был столь обижен на генерала Шпака, что, используя наивную предпринимательницу Сучкову, пошел на откровенный подлог и начал играть на грани фола с федеральным законом? Оказывается, таких обиженных предостаточно.

Во-первых, это остатки некогда славной партии «Родина», доживающей, видимо, свои последние деньки в регионах. Партия-спойлер «Родина» была создана осенью 2003 года перед выборами в Государственную Думу РФ с целью оттягивания на себя голосов коммунистического электората. «Родина» с блеском исполнила свою роль, коммунисты оказались в аутсайдерах, а красавец Рогозин на некоторое время стал предметом вожделения для экзальтированных дамочек бальзаковского возраста.  В марте 2004 года, когда «Родина» была еще на слуху у населения, генерал Шпак избрался под ее знаменами в губернаторы Рязанской области. Но то ли потом генерал разочаровался в партии, то ли сами «родинцы» стали предъявлять слишком большие претензии к губернатору, однако факт остается фактом – губернатор Георгий Шпак объявил себя вне политики.

Для регионального отделения «Родины» это стало началом краха – за год ее ряды покинули большинство членов, популярность ее среди населения свелась к нулю и в феврале этого года партия не смогла набрать необходимое количество голосов для своей регистрации на выборах в Областную Думу, пришлось регистрироваться по залогу.  Ясно, что осколки бывшей сильной партии «Родина» затаили на губернатора серьезную обиду и только и ждали подходящего случая, чтобы расквитаться.

Во-вторых, одним из главных обиженных на Шпака был и остается полковник ФСБ, бывший разведчик Игорь Морозов, проигравший Шпаку во втором туре на губернаторских выборах в прошлом году. Обида на генерала у полковника нешуточная – мало того, что Шпак коварно выиграл выборы в прошлом году, он еще и за короткое время добился огромной популярности среди рязанцев. Сегодня рейтинг губернатора среди жителей Рязанской области колеблется около отметки в 70%, что не может не наносить дополнительных душевных травм бывшему разведчику госбезопасности.

Обида Морозова в адрес Шпака в течение 2004 года приняла весьма причудливые формы. Выбрав генерала в качестве своего главного обидчика, Морозов прошлым летом без сожаления покинул насиженное местечко в рядах «Единой России» и легко переметнулся к «родинцам», осиротевшим после ухода губернатора, хотя именно партия «Родина» помогала Георгию Шпаку в марте 2004 года и была главным соперником Игоря Морозова на тех выборах.

Так встретились два одиночества и образовали коалицию «Обиженных на Шпака». И Сучкова со своими документами, работавшая кассиром в штабе «Родины» на губернаторских выборах, пришлась как нельзя кстати.  Бывшие соратники стали врагами, бывшие враги стали соратниками, Морозов стал «защитником сучковых», а сама  Сучкова (в Рязани сегодня модно произносить ее фамилию с неправильным ударением) стала крайней… Теперь понятно, кто и зачем придумал всю эту авантюру с подозрительными документами и обвинениями в адрес генерала Шпака. Остается не ясно, почему вдруг процесс через два дня после своего бурного начала затормозил, и что же нас ждет впереди по этому сценарию?

Лес рубят с краю, а рыбу чистят с хвоста…

Что же получается? Если документы фальшивые, до суда они дойти никак не могут. Иначе Сучкова сядет за подлог и клевету. Если документы подлинные, до суда они опять-таки дойти не могут. Потому что тогда (см. аналогию с бизнесменом и киллером) на скамью подсудимых сядет Сучкова, а также все сотрудники предвыборного штаба генерала Шпака на выборах 2004 года, то есть, те самые осколки партии «Родина», которые эту кашу и заварили. Ясно, что они на это не пойдут.

Получается, что документы до суда не дойдут ни при каком раскладе. Почему же тогда Игорь Морозов продолжает так истерично всех уверять в обратном?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам надо на секундочку поставить себя на место этих обиженных политиков с холодным сердцем, с отсутствующей моралью и с жаждой отыграться за прошлые обиды на генерале Шпаке. А также попытаться заглянуть в будущее с целью подсмотреть, что готовит нам уже написанный и частично реализованный сценарий атаки на губернатора Шпака. Заглянем … и ужаснемся.

Ужаснемся тому, что в будущем сценарии развития событий для госпожи Сучковой … просто нет места. Она там лишняя, потому что крайняя. Потому что именно у нее будут требовать пресловутые документы, которые ни в коем случае доводить до суда нельзя. И если в ближайшее время госпожа Сучкова не предоставит эти документы, губернатор Рязанской области получит мощнейшую политическую прививку, его рейтинг поднимается на космическую высоту, а все дальнейшие попытки его обвинить в чем-либо будут умирать еще на стадии задумки.

Но если госпожи Сучковой не место в дальнейшем сценарии, то куда же тогда она денется? Чтобы ответить на этот вопрос, надо отбросить, как говорят полковники службы внешней разведки,  всякую сентиментальность и ложную этику и признать следующее. Наиболее оптимальным для Игоря Морозова и разобиженных сотрудников  «Родины» является «случайное» нахождение правоохранительными органами еще не остывшего тела госпожи Сучковой, а рядом двух вооруженных до зубов и пьяных рязанских десантников с окровавленными кинжалами и полностью разряженными пистолетами в руках. И хорошо бы, чтобы эти десантники при этом бормотали: «Нам Георгий Иванович приказал… Это все Георгий Иванович придумал…». Но трудность заключается в нахождении таких вот доверчивых десантников.

Поэтому есть еще один вариант – Сучкова просто попадает в больницу с многочисленными побоями и черепно-мозговой травмой и оттуда уже рассказывает в красках, как Георгий Иванович лично избивал ее стулом и отбирал компрометирующие  документы, после чего ей, бедной-несчастной, пришлось забрать иск. Этот вариант даже красивее, но опять-таки дело упирается в согласие госпожи Сучковой, которая в процессе избиения может тоже разобидеться и давать потом не те показания.

Вообще разных вариантов развития событий много, но все они упираются в то, что а) в ближайшее время госпожа Сучкова не будет отличаться пышным здоровьем (в лучшем случае)  и б) с подозрительными документами приключится какая-нибудь ерунда  (иск не дойдет, «коробка из-под ксерокса» сгорит, будет похищена, утонет и т.п.). Хотелось бы верить, что мы ошибаемся, и господин Морозов и его сотоварищи из «Родины» придумали какую-нибудь другую, менее кровавую развязку этого сценария. Собственно, ждать этой развязки осталось недолго, от силы дня два, иначе все запланированная акция по нападению на генерала Шпака пойдет коту под хвост. Но, честно говоря, все равно страшно. Госпожа Сучкова, а Вам?

Олег Рязанский

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить