Пекин-Дели: дальше без Москвы?

Спор о том, какое направление российской внешней политики является приоритетным — западное или восточное — возник не сегодня и не вчера. Пожалуй, только во времена СССР дискуссии на эту тему не придавали столь большое значение. Разве что в дипломатических и академических кругах... Но внешнюю политику Советского Союза с современной российской сравнивать все же некорректно. И масштаб другой, и время.

Однако последние лет шесть-семь дискуссии на эту тему вспыхнули с новой силой. Инициатором их выступил тогдашний премьер-министр Евгений Примаков (ныне возглавляет российскую Торгово-промышленную палату). Во время одного из визитов в Индию в 1998 году он озвучил идею построения "особых отношений" в треугольнике Россия-Индия-Китай (с легкой руки журналистов идея министра получила название "треугольник Примакова").

Понятно, что и тогда, и сейчас основным стимулом для создания подобного "треугольника" служит плохо скрываемое желание бросить вызов гегемонии США. Однако желание это одно, а реальность — нечто другое. Сама идея выглядит красиво, но возникают большие сомнения насчет того, что "треугольник Примакова" будет воплощен в нечто осязаемое, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Стоит заметить, что выступление Примакова выглядело неким экспромтом, поскольку никакого детального плана сближения предложено не было. Не считать же таковым общие фразы о развитии экономического сотрудничества и взаимодействия по поводу противостояния неким "глобальным угрозам"...

Во многом поэтому в Пекине и Дели весьма сдержанно отнеслись к перспективе трехстороннего "стратегического партнерства". Дело даже не в том, что Индия и Китай скептически относятся к мысли поколебать претензии США на глобальное лидерство. Они не готовы бросить вызов Вашингтону хотя бы потому, что в данный момент сотрудничество с США их устраивает гораздо больше, нежели создание какого-то подобия альянса с Россией. К тому же и американцы не сидят сложа руки — уже сняты ограничения на поставки некоторых видов оружия в Индию (т.е. в самое ближайшее время российский экспорт оружия в эту страну может столкнуться с большими проблемами). Пекину американцы послаблений по этой части делать пока не намерены. Но зато Вашингтон фактически снял свои возражения по поводу отмены эмбарго на поставки из Евросоюза. Вполне возможно, что через несколько лет придет и очередь самих США.

Не стоит забывать, что для Индии и Китая США являются важнейшим торговым партнером. Россия, при всем желании, составить конкуренцию в этой сфере не сможет еще долгое время (если вообще когда-нибудь сможет). Жертвовать выгодой ради каких-то достаточно туманных перспектив? Ни Пекин, ни Дели на это не пойдут.

Наконец, до недавнего времени оба государства были соперниками в борьбе за влияние в Азии. Китай активно поддерживал Пакистан, с коим у Индии традиционно напряженные отношения. К тому же между двумя странами не улажены территориальные споры. Пусть даже спорные территории и представляют собой несколько труднодоступных и мало пригодных для жизни горных районов на индо-китайской границе. Это уже вопрос престижа, коим ни Пекин, ни Дели поступаться не намерены.

Впрочем, и в России эксперты оценивают перспективы создания некоего подобия союза трех стран достаточно скептически. На прошлой неделе Евгений Примаков, выступая в Дипломатической академии МИД Китая заявил, что создание стратегического треугольника "Россия-Индия-Китай" ему представляется возможным. По словам руководителя Торгово-промышленной палаты, формирование "треугольника будет способствовать поддержанию региональной безопасности" (т.е. задачи выглядят уже не такими глобальными).

Однако председатель президиума Совета по внешней оборонной политике, политолог Сергей Караганов, комментируя слова Примакова, скептически отозвался об идее построения особых отношений в "треугольнике" России, Китая и Индии.

"Выдвинутая недавно в Пекине Евгением Примаковым идея построения треугольника Россия-Китай-Индия нежизнеспособна", — считает он. По его мнению, каждая из стран не хочет прямо противодействовать США. "Китай, Россия и Индия хотят дружить с США", — заявил политолог.

Кроме того, Караганов обратил внимание на значительные культурные различия между тремя странами, а также на напряжённые отношения между Китаем и Индией, сообщает РИА "Новости".

Вполне убедительные доводы, дабы на идее создания "треугольника" поставить крест. Но делать подобный однозначно отрицательный вывод, было бы, все-таки, неосмотрительно. И вот почему. В понедельник появились сообщения о том, Индия и Китай заключили соглашение о "стратегическом партнерстве". Подробности этого соглашения остались в тайне, однако известно, что в ходе встречи стороны достигли согласия по ряду вопросов как по многолетним пограничным спорам, так и по интенсификации двусторонней торговли и экономического сотрудничества.

В совместном заявлении премьер-министра Китая Вэнь Цзябао и его индийского коллеги Манмохана Сингха подчеркивается, что соглашение будет способствовать развитию дипломатических и экономических связей между Китаем и Индией, поможет двум государствам сообща противостоять "глобальным угрозам".

Правда, остается открытым вопрос, будет ли Россия иметь какое-то отношение к "стратегическому партнерству" Индии и Китая, или Пекин и Дели решили, что вполне могут обойтись и без участия Москвы...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить