Православная культура: настоятельная потребность души

В Центре православной культуры на бульваре Строителей, 15, в Северодвинске (Архангельская область) уже третий год действует храм, освященный в честь святых Кирилла и Мефодия. По словам настоятеля отца Александра Удина, храм оказался востребованным и по праздникам его помещение часто всех не вмещает. Очень показательно, что храм при Центре православной культуры, где занимаются дети, начиная от старшего дошкольного возраста до 14 — 16 лет, назван в честь святых — создателей славянской азбуки.

Славянский перевод Библии, выполненный святыми Кириллом и Мефодием — вот он символ русской культуры, которая началась с просвещения, приобщения полудиких языческих племен Слову Божию. Отсюда и наш вопрос отцу Александру, у которого мы попытались узнать, как сегодня Православная церковь привлекает к себе людей, как просвещает их, освобождает от тьмы религиозного невежества, поглотившей Россию в прошлом веке.

Иногда складывается такое впечатление, что православная церковь очень неохотно идет на контакт с людьми. Взять сектантов: и по квартирам ходят и на улице за руку ловят, раздают брошюрки, пляшут под рок-энд-рол. Каким образом строит свою миссионерскую деятельность Русская Православная Церковь? Где они "ловцы человеков"?

— Миссионерство Русской Православной Церкви невидимое, оно не показное. Мы исповедуем принцип добровольности, никого не принуждаем. Люди приходят в храм, потому что у них есть настоятельная потребность души в этом. Общаясь с людьми, я вижу, что в основной своей массе они понимают отличие православия от других христианских и нехристианских религиозных движений. Очень многие выражают крайне негативное отношение к сектам и их выбор в пользу православия всегда сознательный и вполне обдуманный. Нельзя сказать, что в церковь ходят одни и те же люди. Постоянно видишь новые лица, практически на каждой исповеди есть 2-3 человека, которые пришли в первый раз. Вижу отчетливую тенденцию, что у людей тяга к вере. Однако причащение к вере происходит не в раз, это долгий процесс, потому как человек сам должен во всем разобраться и мы стараемся помочь ему в этом. Это часто очень долгий путь и он не бывает легким. Мы стараемся читать всем желающим лекции в воскресной школе. При нашем храме действует северодвинское отделение сестер милосердия. Сестры помогают в больницах, ухаживают за тяжелобольными — вот вам и проповедь делом. Ведь проповедь может звучать не только с церковной кафедры, но она содержится и в самом примере жизни человека. Если человек стремится стать христианином, то и вокруг него люди начинают подтягиваться, изменяться. Многое зависит от личного примера. Так, например, московский священник отец Алексей Мечев, причисленный к лику святых в 2000 году, своим служением показал, что его стремление помочь людям привлекало к нему верующих со всей Москвы. И подобных примеров масса.

— Часто приходится слышать и такое мнение: вот был бы хороший, большой, красивых храм, то мы бы туда ходили...

— Но откуда появится этот красивый храм, если сами люди не проявляют активность. Проезжая по России, видишь, что церкви строятся везде, особенно бурно в Центральной и Южной России. И не сказать, что там народ живет лучше и богаче. Часто видишь такое, что храм под купол возводится буквально за один сезон. У нас же на это уходят многие годы. За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы отца Владимира, настоятеля храма в честь иконы Владимирской Божией Матери. Скольких трудов, сколько крови ему стоило, чтобы продвигать свое строительство. Что и говорить, достаточно проще решают свои проблемы те же сектанты. Для многих них идет прямое финансирование и достаточно щедрое из-за рубежа, а также не надо забывать практикуемые у них поборы, денежные отчисления, которые обязан производить на нужды организации каждый ее член. В Православной же церкви, я повторюсь, все основано на принципе добровольности и непринуждения.

Андрей Рудалев, "Независимая Звездочка", специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Обсудить