«Мы близки, как никогда прежде»

Путин и Шредер Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагаются выдержки из большого интервью, которое дали немецкой газете "Бильд" президент России Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Герхард Шредер. С исключительной откровенностью они рассказывают о своей тесной дружбе. Оба государственных деятеля говорят о том, как навсегда победить войну и насилие.

- Господин президент, в эти выходные федеральный канцлер будет вашим гостем в Москве на юбилейных торжествах, посвященных окончанию Второй мировой войны. Известно, что вы оба заботитесь о дружеских отношениях. На чем основывается ваша политически тесная связь с Герхардом Шредером?

Путин : — Я очень высоко ценю личные и политические качества немецкого федерального канцлера. Его открытость, умение выслушивать аргументацию собеседника, выдерживать критику, его прагматичную позицию и верность данному слову. Очень важно, что Герхард Шредер всегда стремится к конкретному результату.

Как политик он обладает способностью последовательно и эффективно представлять национальные интересы Германии, проводить в собственной стране необходимые реформы и укреплять авторитет и влияние Германии на мировой арене.

Его политическое мужество заключается в том, чтобы общественные интересы ставить выше собственных. Он — принципиальный и последовательный человек.

Шредер : — Она основывается на общих целях и убеждениях. Мы хотим длительного мирного порядка для всей Европы, в которой возможно большее количество людей обладало бы благосостоянием. Стратегическое партнерство дает нам шанс созидать наше будущее в мирной Европе, на основе общих интересов и ценностей. Оно также помогает находить общие ответы на возможности и опасности глобализации.

Поэтому мы решили к 2007-му году удвоить немецко-российский молодежный обмен. Недавно в Ганновере мы договорились о стратегическом партнерстве в области образования, научно-исследовательской деятельности и инноваций. Все это еще теснее свяжет наши общества друг с другом.

- Господин канцлер, что за человек — российский президент?

Шредер : Он открытый человек. Он надежен. И даже если мы, в качестве представителей наших стран, должны отстаивать различные интересы, нас связывает с ним дружба.

- Господин президент, насколько ваша личная дружба важна для партнерства между Россией и Германией?

Путин : — Я убежден, что наши хорошие и доверительные связи во многих отношениях содействуют российско-германскому стратегическому партнерству, в основе которого лежат равноправное сотрудничество, взаимное уважение интересов партнера и откровенная симпатия между нашими народами.

В большой мировой политике, когда ведутся переговоры и консультации, очень важно знать партнера, доверять ему и понимать его, так сказать, с ходу. Точно такие отношения связывают нас с канцлером, и мы оба высоко ценим это.

Шредер : — В первую очередь мы представляем интересы наших стран — это также наказ наших избирателей. То, что мы дружны — нашей дружбе не помеха.

Напротив, доверие, которое существует между нами, облегчает совместную работу при решении некоторых вопросов, которые иначе было бы очень трудно решить.

- Господин президент, что вы узнали во время вашего первого визита в Германию?

Путин : — Германия — это один из центров европейской цивилизации с богатым историческим и культурным наследием.

Германию для себя я открыл дважды. Сначала, как уже было сказано, во время работы с 1985 по 1990 годы в ГДР. Тогда была одна картина Германии. Во второй раз я открыл эту страну, будучи заместителем мэра и председателем комитета по внешнеэкономическим связям в Санкт-Петербурге. Тогда я гораздо лучше познакомился с культурой, историей, политикой Германии, а также с самими немцами.

- Господин президент, что вы чувствовали, когда в 1994-м русские покидали Германию?

Путин : — Я понимал, что заканчивается целая эпоха, эпоха конфронтации в Европе. Многие вопросы по поводу вывода наших солдат и последующего их размещения в России могли бы решаться более продумано и конструктивно. Одновременно я горд тем, что именно наша страна, выбор нашего народа во многом создали предпосылки для окончания холодной войны и для уничтожения Берлинской стены.

Следуя логике сегодняшней российской политики, считаю, что, после того, как Германия сделала правильные выводы из ужасов Второй мировой войны, после того, как принесла покаяние и создала механизмы, которые предотвращают повторение трагедий прошлого, нельзя постоянно принуждать сегодняшнее и будущее поколения немцев посыпать главу пеплом и длительное время заниматься самобичеванием. И страна не должна чувствовать, будто ее права на мировой арене ущемляют.

Поэтому Российская Федерация как постоянный член Совета безопасности выступает за укрепление роли Федеративной республики Германии в ООН.

- Были ли когда-нибудь в истории отношения Германии и России такими же тесными, как и сегодня?

Путин : — В отношениях между нашими государствами существовало много периодов самого тесного и плодотворного сотрудничества. Достаточно вспомнить, например, историю XIX века, когда мы были военными союзниками. Можно также вспомнить более ранние времена, когда русской императрицей была урожденная немка Екатерина Великая. Она была одной из самых эффективных и сильнейших среди других властителей и властительниц России.

Одновременно я разделяю мнение Герхарда Шредера, который уже неоднократно говорил, что Россия и Германия сегодня близки друг к другу как никогда раньше. При этом очень важно, что наши страны больше не разделены идеологическими барьерами и политическими противоречиями. Мы партнеры по самым важным вопросам мировой политики, тесно сотрудничающих в рамках европейских и международных организаций.

Российско-немецкое партнерство является в действительности положительнейшим и значительнейшим фактором европейского и международного масштаба. При этом я убежден, что именно Россия и Германия должны играть решающую роль в европейском объединении.

В то же время имеется многое, что пока еще только предстоит сделать. Во многих областях потенциал сотрудничества задействован не полностью. В частности, это касается предпринимательской и гуманитарной деятельности. По объему прямых инвестиций в российскую экономику Федеративная республика занимает лишь 4-е место. Это не соответствует ни немецким возможностям, ни нашим потребностям.

Так же мало нас удовлетворяет перекос в структуре взаимного товарооборота, так как здесь речь до сих пор идет преимущественно об обмене российского природного сырья на готовую продукцию из Германии.

Значительные резервы находятся также в области гуманитарного сотрудничества, расширения непосредственных контактов между институтами гражданского общества, научного, культурного, образовательного и молодежного обменов.

Шредер : — Таких тесных связей — ни политических, ни экономических, ни культурных — как сегодня, между Германией и Россией никогда не было. Только за прошедший год товарооборот между нашими странами вырос на 18 %. Владимир Путин прав, когда говорит, что мы полностью не исчерпали наши возможности. Россия — наш самый важный партнер в области энергоносителей, но еще больше, чем в нефти и газе, мы нуждаемся в сотрудничестве. Российский рынок предлагает нашим предпринимателям огромные шансы — и в торговле, и для инвестиций, например, в области высоких технологий. В сфере культуры наши связи никогда не были еще такими тесными. 2003/2004 были объявлены годами немецко-русской культуры, которые пользовались огромным успехом в обеих странах. Примеры можно продолжить.

Прогресс также коснулся диалога между гражданскими обществами. Президент Путин и я несколько лет назад выступили инициаторами форума "Петербургский диалог", где немцы и русские обсуждают вопросы, которые в равной степени касаются наших обществ. Оба председателя, Петер Бениш и Михаил Горбачев, превосходно справляются с работой.

- Господин президент, что русские сегодня думают о Германии?

Путин : — Прежде всего, хотел бы сказать, что наши граждане чувствуют большое уважение по отношению к Германии. Для них это успешная страна как в политическом, так и в экономическом планах; один из локомотивов европейского объединения. Они видят, как эта страна решительно выстраивает равноправные связи с Россией.

- Господин канцлер, как вы оцениваете представление немцев о России?

Шредер : — Большинство немцев питают дружеские чувства к России и русскому народу. Времена холодной войны пройдены окончательно. Сегодня все больше вырисовывается реалистичная картина России. Это обусловлено великой культурой и историей России, ее огромными экономическими возможностями. Многие немцы восхищаются решимостью людей в России самим решать свою судьбу. То, что Россия, страна почти без собственной демократической традиции, по собственному почину вступила на путь демократии, может вызывать у нас только глубочайшее уважение.

Кай Дикманн
"Бильд"

Перевод Игоря Буккера

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *