Конец «газовой сказки»: «стыренный» газ Украина оплатит сполна

Российско-украинский конфликт по поводу " стыренного " (по выражению президента России) из украинских хранилищ 7,8 миллиарда кубометров газа, принадлежащего "Газпрому", завершен. Украина оплатит почти все потери, причем почти по рыночным ценам. Кроме того, "незалэжной", чтобы не остаться самой без газа, придется докупать его на стороне. И тоже по ценам, близким к рыночным.

Самому платить за свои ошибки новому украинскому руководству кажется обидным и несправедливым, поэтому, как это часто бывает, заплатит за все потребитель, то есть граждане Украины. Так что, повышение цен на газ и электричество для населения — дело решенное, вопрос только в дате изменения тарифов. Причем известно это было еще до того, как разразился очередной российско-украинский газовый скандал, а незадолго до него аналогичный туркменско-украинский.

История украденного газа

Революционно настроенные граждане, а тем более их вожди, к решению любой проблемы подходят, как правило, с энтузиазмом. Если за дело браться с умом, то это только плюс, в противном случае велик риск наломать дров даже на пустом месте. Пока новая украинская власть напоминает Лариосика из "Белой гвардии", являвшегося, по мнению Мышлаевского, обладателем "золотых рук" (за что ни возьмется — всё вдребезги). Но булгаковский персонаж подозревал об этом своем таланте и старался по мере возможности не проявлять излишней активности, чего не скажешь о "команде честных профессионалов".

Напомним читателю, с чего разгорелся весь сыр-бор.

Газовая проблема стала на повестку дня в двусторонних отношениях гораздо раньше, чем возник вопрос о судьбе российского газа, хранившегося в украинских подземных газовых хранилищах (ПГХ). Причем инициатором пересмотра отношений в газовой отрасли была Украина, предложившая Газпрому еще в конце марта перейти от бартерных схем к оплате газа и транзитных услуг живыми деньгами. Таким образом, Газпром откликнулся на инициативу украинского правительства и со своей стороны решил провести ревизию газовых взаимоотношений. Прозрачность так прозрачность...

В конце марта глава Газпрома Алексей Миллер сообщил украинскому президенту Виктору Ющенко, что хранившиеся на Украине в ПГХ запасы российского газа предполагалось использовать для увеличения объема поставок в страны Западной Европы в период пикового потребления. По крайней мере, такая возможность рассматривалась. С конца октября прошлого года по март нынешнего российская сторона направила 40 запросов о наличии запасов газа, но так и не получила из Киева ни одного внятного ответа. Ющенко, судя по всему, не расценил проблему как достойную внимания и не дал соответствующим службам поручения разобраться в ситуации, потому что когда вопрос был поднят повторно в начале июня, украинская сторона еще какое-то время хранила молчания, а затем стала "путаться в показаниях".

В то время как российская сторона не без оснований заподозрила, что с ее газом что-то не так, украинская выдвинула на протяжении нескольких дней несколько взаимоисключающих версий. Основные из них...
Полное наличие в сочетании с технической (технологической) невозможностью предоставления . Российский газ в украинских ПГХ присутствует в полном объеме, но его нечем выдавить, поэтому Россия должна предоставить Украине еще больше своего газа, чтобы было чем вытеснить старый из хранилищ. Это — наиболее вероятная версия и чаще всего озвучиваемая.
Вынна стара злочынна влада (Виновата старая преступная власть — укр.). С политической точки зрения и во многих других смыслах эта версия является для Киева самой беспроигрышной, но, к удивлению, звучит только из уст неофициальных, с которых взять нечего. Официальные же лица если и намекают на такой сценарий, то чрезвычайно туманно. Например, председатель правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко 1 июля утверждал, что газ находится в ПГХ Украины и сейчас его компания закачивает достаточное количество газа в подземные газохранилища. Вместе с тем, он сказал, что когда возглавил "Нефтегаз Украины", в ПГХ находилось около 150 миллионов кубометров газа, в то время как прошлое руководство принимало более 8 миллиардов кубометров в ПГХ. "Сейчас мы эту проблему практически решили, мы наполнили газохранилище соответствующим количеством газа. Заключаем контракт на дополнительную закупку газа, поправляем все проблемы, которые были созданы до того", — сказал Ивченко. Он уверен, что проблемы с российской стороной удастся решить в течение этого года, и привел в качестве примера успешного решения проблем украинской стороной договоренность Туркменистана о поставках газа, сообщают "Подробности" со ссылкой на "Українські Новини". С такой постановкой вопроса, вполне естественно, категорически не согласен бывший глава НАК "Нефтегаз Украины" Игорь Бойко, о чем он заявил в интервью газете "Зеркало недели".

Кроме того, Бойко прокомментировал ситуацию вокруг туркменского газового скандала. "Проблема в том, что до настоящего времени в оплату за туркменский газ, поставленный с начала года в Украину, вообще не отправлено никаких товаров. До сих пор не согласован коэффициент, по которому зачисляются товары в счет оплаты газа. И, насколько мне известно, Туркменистан уже официально предупредил "Нафтогаз", что если через три недели товары не поступят в оплату, то они переведут всю товарную сумму долга в денежную. А это значит, что на следующий же день у "Нафтогазу України" возникнет долг перед туркменской стороной в 400-500 млн. долл. А ведь мы год назад приложили максимум усилий, чтобы погасить долги 90-х годов и не давать Туркменистану повод шантажировать НАК накопившейся задолженностью. Можно не сомневаться, что если туркменская сторона оформит долг, то она мало того, что будет начислять пеню и проценты до момента его погашения, так еще и начнет требовать повышения цены на свой газ, — обрисовал ситуацию бывший председатель правления "Нефтегаза Украины". Сказать по правде, гордиться здесь украинской стороне нечем, тем более это трудно назвать примером "успешного решения проблем". Впрочем, возможно, у Алексея Ивченко другие критерии оценки провалов и успехов.

Газ продан Украиной на Запад по европейской цене. По мнению эксперта Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрия Куликова, Украина, вероятнее всего, израсходовала по максимуму запасы газа в ПХГ, и остатки, в которые формально записали российский газ, не могут быть выкачаны из ПХГ без угрозы дальнейшего нормального функционирования хранилищ. То есть свой собственный газ Украина полностью использовала (продала и получила за него деньги), а за счет российского газа поддерживается безопасность украинских ПХГ. Одна из схем реэкспорта, по убеждению Д.Куликова, состоит в следующем. Господин Ивченко, — говорит эксперт комитета Госдумы, — совершенно честно, откровенно и публично признал, в чем состоял "бизнес" вокруг российского газа. Признание легко читается в его словах о том, что зачем же запрещать реэкспорт газа, если это самая выгодная и прибыльная часть деятельности "Нафтогаза" и рентабельность такой деятельности составляет 100 и более процентов. Продать в Европу за 100 и сейчас, а с Россией рассчитаться по 50 и потом. Так уже не единожды было с вопросом о так называемом "несанкционированном отборе газа". Украина отбирала из трубы российский газ сверх предусмотренного контрактами объема и оформляла его как долг перед Россией по цене $50 и с отсрочкой платежа, а продавала этот газ на Запад в два раза дороже с расчетами немедленно.

Сухой остаток
Руководство Газпрома предпочло не разбираться в букете "мутных" схем, а приняло поистине Соломоново решение — зачесть объем газа, содержащегося по протоколам в украинских ПГХ, в счет украинской доли от транзита вне зависимости от физического наличия газа в хранилищах. Если газ в украинских ПГХ есть и он доступен, то Киев может его использовать как для внутреннего потребления, так и продать потребителям в Западной Европе. В общем, — распорядиться им по своему усмотрению.

Реакция, последовавшая из Киева, дает основания предполагать, что если российский газ и находился в ПГХ в полном объеме, например, полгода назад, то извлечь его из хранилищ не представлялось возможным, что является нарушением контракта. Если же какое-то время назад имела место недостача, а на сегодняшний день удалось восстановить запасы в нужном объеме, то и сейчас газ в ПГХ недоступен, и использовать его даже для внутренних нужд невозможно, что уже является не проблемой Газпрома, а внутренним делом Украины и ее заботой. О невозможности извлечь газ из хранилищ для использования свидетельствует хотя бы то, что в начале июня премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о возможности приостановления экспорта газа в связи с обнаруженным дефицитом газа для обеспечения внутренних потребностей Украины в размере 8 миллиардов кубометров в 2005 году, существует вероятность приостановления экспорта газа. Тогда же она сказала, что глава правления НАК Алексей Ивченко заверил правительство, что до 1 июля будут заключены контракты по закупке дополнительных 8 миллиардов кубометров природного газа, что позволит и далее продолжать экспорт, объем которого составляет около 5 миллиардов кубометров в год, сообщал в конце июня "Интерфакс-Украина". Насколько нам известно, до первого июля контракты заключены не были. Оно и понятно: быть главой Конгресса украинских националистов и руководить нефтегазовой компанией немаленькой по европейским меркам страны — "две большие разницы", как говорят в Одессе.

Все вышесказанное и дало основания президенту России сделать заявление, так оскорбившее украинскую сторону. "Планируем расширять сотрудничество с Украиной, если она не будет тырить у нас газ", — сказал Владимир Путин журналистам. Он также сообщил, что сотрудничество в сфере транзита газа Россия планирует развивать по линии Белоруссии и Польши. "Сейчас ведем переговоры с норвежцами. У них хорошая трубопроводная система, которая через десять лет не будет заполняться газом, и в этом смысле норвежцы — очень удобный партнер для нас", — добавил Путин. Заметим, что российский президент сформулировал свою позицию подобным образом только после того, как украинская сторона заявила, что решение Газпрома о зачете может сорвать выполнение экспортных обязательств российской компании. Если это перевести на человеческий язык, Киев намекнул, что будет отбирать из газотранспортной системы столько газа, сколько ему необходимо, а уже остаток будет попадать в Европу. Даже если угроза не будет приведена в исполнение, она все же прозвучала, причем на самом высоком официальном уровне, поэтому и форма и суть заявления президента России вполне адекватны.

Кто за все заплатил

В минувшее воскресение в "газовом сериале" поставлена точка. Проблемы с пропавшим газом полностью легли на плечи новой украинской власти.

"Газпром" и "Нафтогаз Украины" в воскресенье решили проблему 7,8 млрд. кубометров российского газа, находящихся в украинских ПХГ. Часть этого объема — 2,55 млрд. кубометров будут зачтены в счет оплаты услуг по транзиту российского газа. Оставшийся объем у "Газпрома" купило совместное предприятие австрийской Reiffeisen Investment и российского "Газпромбанка" - компания RosUkrEnergo, которая является оператором поставок туркменского газа на Украину. Вся изюминка в том, что газ для RosUkrEnergo в рамках этого контракта изыщет "Нафтогаз Украины". А деньги получит "Газпром" - не много, не мало 800 миллионов долларов за 5,25 млрд кубометров. То есть по цене, очень близкой к рыночной стоимости (порядка 150-160 долларов за тысячу кубометров).

Кроме того, "Нафтогазу Украины" придется возмещать образовавшийся внутренний дефицит газа. Украинская компания договорилась с российским независимым трейдером ЗАО "Транс Нафта" о поставках 6 млрд. кубометров. А еще 5 млрд. кубометров поставит... компания RosUkrEnergo, которой украинцы перед этим вернут "пропавший" газ.

Виновный во всей этой истории, безусловно, будет найден, в крайнем случае — назначен. Определенные оргвыводы будут сделаны и затронут, вероятнее всего, не бывшее руководство "Нефтегаза", а нынешнее. Но заплатит за все по полной программе будет, к сожалению, не "команда честных профессионалов", а украинская экономика, прежде всего металлургия и химическая промышленность, продукция которых является основным экспортным товаром, и потребители коммунальных услуг, то есть практически все граждане Украины.

Как бы ни были запутаны и непрозрачны схемы расчетов при "старой власти", все сходятся на том, что условия оплаты для Украины являлись льготными. Так как расчет с Газпромом был безналичным, не имела значения цена транзита через Украину, как и стоимость российского газа. Увеличение условной цены на газпромовский газ, например, в три раза можно было компенсировать удорожанием транзита, скажем, в четыре-пять раз и получить тот же объем, что и ранее. Но палка, как известно, о двух концах, и Россия в таком случае вполне имеет право выставить за транзит через свою территорию туркменского газа для Украины такую же цену, какую ставит Киев для Газпрома при поставках на Запад. И почему бы тогда Туркменбаши не поднять цену на свое сырье до хотя бы восточноевропейского уровня? Стоимость газа и для промышленных целей и для коммунального хозяйства увеличится при любом исходе. Таким образом, команда Ющенко использует население Украины в качестве заложника при проведении своих смелых экспериментов.