Штаты полюбили Каддафи

Муамар Каддафи Информация, претендующая на право называться сенсационной, пришла из Ливии. Страну, которая ещё недавно находилась на вершине списка стран-изгоев, посетил глава международного комитета сената США Ричард Лугар. Сенатор пообещал Ливии полное избавление от международных санкций. В ответ лидер ливийской революции Муамар Каддафи пригласил к себе с визитом Джорджа Буша. Возможно, речь идёт о сокращении американского списка стран, входящих в «ось зла».

Действительно, визит сенатора в Триполи стал знаковым – последний раз высокопоставленные чиновники из США были здесь аж 25 лет тому назад. А потом, после того как полковник Каддафи объявил о создании нового общественного строя – Джамахирии, которая была противопоставлена США, а также начал выступать главным защитником палестинцев, отношения резко испортились. 5 апреля 1986 г. в Западном Берлине была взорвана дискотека, которую посещали американские военные. Тогда три человека погибли. В ответ 16 апреля администрация Рональда Рейгана отдала приказ о бомбардировке ливийской столицы Триполи, в результате которой погибли десятки тысяч человек.

21 декабря 1988 г. над шотландским местечком Локкерби был взорван самолёт компании «Панамерикан». Погибли все 259 человек, находившихся на его борту, а также ещё 11 человек на земле. В ответ американская администрация вновь обвинила в теракте руководство Ливии. После этого правительство Каддафи начали обвинять в желании создать ядерное оружие и в помощи терроризму. Вместе с Ираком Саддама Хусейна, Ираном и Северной Кореей Ливия возглавила список «стран-изгоев», а ООН под нажимом США ввела против неё международные санкции. В результате страна, являющаяся одним из крупнейших в мире экспортёром нефти, лишилась возможности вывозить «чёрное золото», и экономическое положение, казавшееся прежде благополучным, резко ухудшилось.

Время шло, а положение всё ухудшалось. Заявления Каддафи становились всё более воинственными, а тем временем в Европе начались судебные процессы против обвиняемых в совершении терактов, большинство из которых были гражданами Ливии. В США настаивали на том, что Ливия помогает террористам и отказывались смягчать санкции. Сама Ливия теряла до 30 млрд. долларов от недополучения прибыли от продажи нефти. В Триполи с визитом наведывались разве что деятели с неоднозначной репутацией вроде лидера Австрийской партии свободы Йорга Хайдера.

Всё изменилось в 2001 г. В феврале того года в Голландии закончился суд по поводу взрыва самолёта над Шотландией. Один гражданин Ливии получил пожизненное заключение, другой - был оправдан. В ноябре в Берлине суд приговорил четырёх обвиняемых по поводу взрыва дискотеки к различным срокам тюрьмы, из них один был гражданином Ливии, а другой – ливийцем с германским паспортом. Но очень важное замечание: ни в одном из этих случаев не была доказана причастность к взрывам лично полковника Каддафи. Последний тем временем успел осудить атаку 11 сентября.

Дальше переговоры пошли более интенсивно. В них были заинтересованы обе стороны: Запад – из-за роста цен на нефть, Ливия – из-за тяжёлого бремени санкций. В декабре 2003 г. Каддафи объявил о свёртывании всех оружейных программ и допустил в страну инспекторов МАГАТЭ, а в прошлом году согласился на выплату компенсаций пострадавшим при взрыве в Берлине и выразил готовность рассмотреть возможность выплат семьям погибших в Шотландии. После этого к нему успели приехать премьер Великобритании Тони Блэр, канцлер ФРГ Герхард Шредер, президент Франции Жак Ширак, премьеры Канады Пол Мартин и Италии Сильвио Берлускони. Запаздывали только связанные особыми отношениями с Израилем США. Но и они решились на возобновление дипотношений в июне 2004 г., а также не стали возражать против частичного снятия санкций ООН.

Разумеется, проблемы остались. Каддафи потребовал выплатить компенсации семьям погибших и пострадавших при бомбардировках Триполи, а США согласия на это до сих пор не выразили. Ливия критически отнеслась к войне в Ираке, а полковник Каддафи на встрече лидеров африканских стран заявил о том, что Африка должна сама определять свою политику и сама бороться с бедностью, не дожидаясь подачек от стран Запада. Американцы со своей стороны бойкотируют возможность полного снятия санкций. И всё же прогресс очевиден.

Скорее всего, за ощутимым потеплением в отношениях США и Ливии стоит чисто прагматический интерес. Администрации Джорджа Буша важно было продемонстрировать и своим избирателям, и всему миру, что она умеет действовать не только «кнутом», но и «пряником». Для этого был нужен дипломатический прорыв в Ливии и частичное появление на рынке ливийской нефти, которое бы позволило хотя бы немного сбить на неё цены. Каддафи в свою очередь не очень-то хочется разделить судьбу Саддама Хусейна, поэтому он также вынужден был сделать шаг навстречу.

Тем не менее о полной нормализации говорить пока рано. Так, главный союзник США в арабском мире – Саудовская Аравия – обвинила Ливию в причастности в покушении на нынешнего короля страны Абдаллу ещё в бытность его наследным принцем. Расследованием занялись в ЦРУ и ФБР, что можно трактовать как желание оставить лазейку на случай нового обострения отношений. Тем более что не стесняющийся в выражениях Каддафи в любой момент может дать для этого новый повод.

Иван Шмелев

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *