Судья Колесникова - Человек года 2005

В конце года принято подводить его итоги, вспоминать наиболее запомнившиеся события, отмечать тех, чьё имя было на слуху, кто сделал что-то полезное для страны, для общества. Обычно в списке претендентов оказываются известные политики, деятели культуры и искусства, спортсмены, писатели, кинорежиссёры.

Опрос, проводимый еженедельником "Собеседник", вот уже второй год подряд вывел в лидеры рейтинга бывшего главу компании ЮКОС Михаила Ходоркоского, отбывающего сейчас наказание в одной из российских колоний. Логика составителей понятна. Михаил Ходорковский - жертва собственной добродетели, честный коммерсант, решивший перейти дорогу действующей власти и, соответственно, пострадавший от неё. Таким образом, второй номер в рейтинге - Владимир Путин - представляется этаким злым тираном, засадившим несчастного бизнесмена за решётку. Всё ясно: хороший и плохой, плюс и минус, добро в итоге должно победить зло - должен сделать вывод среднестатистический россиянин. А чтобы вывод был сделан правильный, без отклонений, публикуются результаты социологических опросов, согласно которым, "россияне стали с симпатией относиться к Ходорковскому".

Ну да, обиженных на Руси всегда жалели. Пусть разбойник, пусть вор и убийца, но ведь чисто по-человечески жалко же, не правда ли? Наверное также, по-христиански было жалко и лидера НБП Эдуарда Лимонова, отсидевшего 2,5 года за подготовку вооруженного восстания. Жалко и его молодых подопечных, сознательно идущих на конфликт с законом. И закон вынужден быть суровым, а народ опять жалеет узников: "такие молоденькие...", - жалостливо протянет старушка и даст кусочек хлеба арестанту, совершенно не задумываясь кто он и за что сидит.

Но да дело даже не в этом, а в том, что в сознание людей пытаются вбить ощущение возвращение 1937-го года. И получается. Российская интеллигенция, мнение которой как раз и учитывается прии голосовании, поддерживают Ходорковского не потому, что он хороший, а потому, что на генетеческом уровне вспоминается... ну вы понимаете. И как-то забывается, что только что мы проводили не 37-й, не 29-й, не 53-й, а 2005 год. Хорошая ли в России демократическая модель, плохая ли, требующая доработки, но она есть. И процесс над Ходорковским-Лебедевым лишнее тому подтверждение. Точно также, как приговор - показатель профессиональности, психологической и моральной устойчивости судьи, огласившей итог долгих двух лет разбирательств.

Мало кто задумался, что не только Михаил Ходорковский - сын и муж, но и судья Ирина Колесникова тоже человек, женщина, на которую в одночасье взвалили огромный груз ответственности. Давление, которому подвергалась судья на протяжении всего процесса, вряд ли удастся описать словами и, тем более, врагу не пожелаешь пережить подобное. Хрупкие доводы автортетнейших защитников обвиняемых подкреплялись мощной волной публичного организованного протеста. Каждый жест судьи Колесниковой оценивался не иначе, как факт безоговорочного повиновения воле Кремля. Каждое её движение сопровождалось резкими, оскорбительными выпадами. Каждое её слово подвергалось тщательному разбору и высмеиванию.

"Судья Колесникова похожа на завуча по воспитательной части образцовой общеобразовательной школы, а прокурор Шохин - на освобожденного секретаря комсомольской орагнизациив идеологическом вузе с перспективами карьеры в ЦКВЛКСМ. Молодой такой, крепенький, активный... Представили? Теперь представьте, что в руки к этим персонажам попался очкарик-вундеркинд с диссидентским уклоном, а год на дворе семьдесят второй. Представили?", - пишет в своей книге "Монологи с властью" бывший сатирик Виктор Шендерович, предложивший поставить её в первых рядах "чёрного" списка на сайте "нерукопожатный.ру", представляющего собой тех, кого, по мнению автора идеи, следует лишить уважения, "сделать так, чтобы им было стыдно идти по улице, потому что на них все показывали бы пальцем".

"Им, думаю, самим стыдно с таким уровнем материалов вообще выходить в суд, - вложил и свои пять копеек в разгром Мещанского суда Михаил Ходорковский. - Что же касается судьи Ирины Колесниковой — несчастная женщина, подневольный человек. Что с нее возьмешь? Будучи юристом, она понимает, на что ей пришлось пойти из страха перед начальством". Это только самые мягкие из высказываний, обращённых к Колесниковой. За кадром остались выкрики со стороны пикетчиков, создающих массовку перед зданием суда во время заседаний, частные высказывания многих известных личностей, привести которые невозможно из соображений этики перед читателем.

Но ни неудавшийся сатирик-политикан, ни планировавший захват власти через деятельность "Открытой России" нефтяной магнат ни разу не упомянули, что если бы не профессионализм судьи, дело могло кончиться куда хуже. Например, благополучный исход для главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновскогообвиняемого в уклонении от уплаты налогов и сборов на сумму более 28,5 млн руб. "Однако, учитывая изменение обстановки и наличие смягчающих обстоятельств, суд освобождает от наказания Шахновского", - вынесла свой вердикт судья Ирина Колесникова. Гораздо больше могли получить и Ходорковский с Лебедевым, если бы, опять же, не Колесникова, не принявшая часть обвинений со стороны прокурора, перекваливицировавшая часть статей в пользу обвиняемых, которые в итоге получили гораздо меньше, чем запрашивал прокурор.

Разбирать полностью ход процесса нет смысла, об этом писали достаточно много. Но подчеркнуть тот факт, что судья Ирина Колесникова в условиях давления как со стороны оппозиции, так и, безусловно, со стороны властных структур, смогла разобрать сложное дело, основываясь только на фактах, не может не вызывать уважение. Конечно, меньше всего хотелось бы, чтобы на первый план выходили служители российской Фемиды, но в данном случае это сделать необходимо. Если коллеги Колесниковой будут судить, исходя из духа и буквы закона, если люди почувствуют, что в судах дела решаются не по принципу у кого кошелёк толще и адвокат круче, а по справделивости, исходя из объективных обстоятельств, то тогда можно с большей долей уверенности говорить об укреплении в России институтов гражданского общества, в первую очередь повышения доверия граждан к правоохранительным органам и правосудию.

Лев Правин

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *