Зачем "Газпрому" трубы?

Владелец Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых знает, почему "Газпром" не торопится заключать контракт на постаки труб. Недавно он заявил, что проект стана-5000 – «заведомо убыточное предприятие».

Стоит отметить, что некоторое время назад глава Объединенной металлургической компании сам рассматривал возможность реализации проекта по выпуску труб большого диаметра. С этой целью было создано СП «Альянс 1420», однако проект не состоялся.

«Нужно уметь признавать свои просчеты и в случае необходимости отказываться от бесперспективных проектов. Когда мы создавали СП с «Северсталью», мы были уверены, что в рамках этого СП можно самым оптимальным способом наладить выпуск труб большого диаметра для «Газпрома». Тогда «Газпром» заявлял большие потребности в такой трубе – 800.000 тонн в год», – рассказыват Анатолий Седых.

По его расчетам, при этом объеме инвестиции в «Альянс 1420» в размере $300 млн. выглядели оправданными. Однако вскоре «трубники» поняли, что ежегодно подразделения «Газпрома», занимающиеся закупкой труб, дают трубникам прогноз, в 3 раза превышающий реальные возможности «Газпрома».

Ежегодно газовый монополист способен приобрести не больше 250.000 тонн.
При таком раскладе, считает Анатолий Седых, проект по производству трубы большого диаметра получался откровенно убыточным.

Кроме того, отмечает глава ОМК, «Газпром» брал и предпочитает брать украинскую трубу, так как ее цена значительно ниже стоимости труб, производимых в России. В прошлом году импорт труб с Украины диаметром 1.220-1.420 мм составил 217.000 тонн.

Таким образом, подсчитал Анатолий Седых, при сохранении нынешнего объема потребления «Газпромом» остается около 80.000 тонн, на которые реально могли бы претендовать российские производители. При таком объеме заказа строительство стана-5000, по мнению владельца ОМК, неоправданно.

«С точки зрения экономики организация в России специального производства для нужд «Газпрома» имеет смысл только при условии массового увеличения спроса со стороны газового монополиста. Это может произойти, только если «Газпром» начнет разрабатывать новые месторождения – либо на Ямале, либо Штокмановское месторождение на шельфе Баренцева моря. Но, по нашим оценкам, это произойдет не раньше 2006-2008 годов. На их разработку «Газпрому» нужно около $80 млрд., а у него сегодня таких средств нет», – заявляет Анатолий Седых.

«Я также не совсем понимаю, какого вида может быть фьючерсный контракт с «Заводом по производству труб большого диаметра». Как можно определить цену до 2015 года? Заключение контракта с одним производителем – очень рискованное мероприятие. Разве не может случиться, что «Газпрому» придется в течение многих лет покупать трубы по ценам выше рыночных и переплачивать миллиарды долларов? Будет логичнее, если «Газпром» объявит твердую оферту на количество закупаемых труб по годам – с 2005 по 2010 год – и будет ежегодно проводить тендер. Тогда и сформируется рыночная цена», – считает Анатолий Седых.

В свою очередь, владелец ОМК предлагает другую схему организации в России производства труб большого диаметра. Альтернативой может стать создание совместного проекта с участием и Выксунского метзавода, и «Северстали», и Нижнетагильского меткомбината. НТМК достраивает у себя машину непрерывной разливки стали. «Северсталь» завершает у себя модернизацию стана-5000. ОМК завершает начатое создание мощностей по выпуску самой трубы 1.420 мм.

В итоге получится следующая конфигурация: НТМК делает металл, «Северсталь» на своем стане катает лист, а мы на ВМЗ делаем из этого листа трубу. Производство трубы может начаться уже к 2005 году, и при увеличении потребности со стороны «Газпрома» объем производства может составить 400.000-500.000 тонн труб в год. При этом совокупные инвестиции всех трех участников составят не сотни миллионов долларов, а порядка $150 млн.

Анатолий Седых подчеркнул, что пока совместный проект не обсуждался с руководителями «Северстали» и НТМК, однако «идея витает в воздухе».

Марина Паукова, "Новый Регион"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру