Человек с чужим лицом: скончался бывший советский разведчик, сбежавший в США еще в 1954-м

Жил в городке Бетесда, неподалеку от американской столицы, джентльмен почтенного возраста по имени Мартин Саймонс. Соседи толком не знали, чем именно он занимается, но слышали, что имеет отношение к электронике, и считали его преуспевающим бизнесменом. Слыл весельчаком и, несмотря на немолодые годы, любителем застолий. Кроме того, Саймонс был превосходным теннисистом, одним из основателей теннисного клуба "Эджмур". И только после его смерти 19 января соседи и прочие интересующиеся смогли узнать, где и для какой цели он оттачивал, помимо всего, владение ракеткой и мячом.

По каким-то соображениям ЦРУ рассекретило часть досье этого человека, и оказалось, что он вовсе не Мартин Саймонс, родившийся в Тегеране 1 сентября 1924 года, а Юрий Александрович Растворов, родился 11 июля 1921 года в Курской области.

Бизнесменом стал в своей "второй" жизни, а в первой был подполковником советской разведки, специалистом по Японии. Во время второй мировой войны его призвали в армию. Но попал он не на фронт, а на курсы японского языка и оказался способным учеником. Одним словом, в 1946 году Юрий Растворов вместе с женой и новорожденной дочерью отправился на работу в советское посольство в Токио. Почему-то из японской столицы его довольно быстро отозвали, но в 1950 году он снова вернулся в Японию.

Растворов стал членом Токийского теннисного клуба. Тогда этот спорт был еще более элитарным, чем сегодня, — в теннис играли дипломаты, офицеры, крупные чиновники, деловые люди. Это было идеальное место для вербовки агентов, чем и занимался молодой сотрудник советского посольства. Потом в его "конторе" начались пертурбации. Берия был арестован и вместе со многими его подручными расстрелян. Растворов позже утверждал, что "боялся тоже попасть под новую метлу".

Короче, в 1954 году советский разведчик Растворов стал перебежчиком, предложив свои услуги ЦРУ. Его немедленно переправили за океан. В том же 1954-м он опубликовал три статьи в популярном тогда журнале "Лайф", где разоблачил "кремлевские закулисные интриги" и рассказал о том, как был втянут в Корейскую войну Китай. После этого Растворов стал жить по легенде, придуманной для него в ЦРУ, которая, между прочим, "омолодила" его на три года. Мартин Саймонс оказался сыном русской женщины и голландского инженера-нефтяника, работавшего до революции в Баку, рос в Иране и Ираке, а в США приехал в 1953 году, когда родители умерли. Русский акцент в английской речи объяснялся материнским влиянием.

В 1959 году бывший чекист получил американское гражданство. Разумеется, ЦРУ не раскрывает, в чем конкретно состояли его заслуги, какие секретные сведения он передал, но им явно были довольны. Тогдашний шеф американского шпионского ведомства Аллен Даллес даже написал Растворову личное благодарственное письмо. Для начальника контрразведки ЦРУ Пола Редмонда он также был ценным советником и консультантом, "замечательным, энергичным русским".

Неизвестно, в каких чинах беглый русский шпион пребывал на новой службе, но, видимо, в немалых, потому что жил широко. Официально Саймонс числился на ответственных должностях в каких-то компаниях, которые, очевидно, работали под "крышей" ЦРУ. Часто куда-то улетал, но жена-американка понятия не имела, куда именно и для чего. Хотя она знала подлинное имя мужа и рассказала о его прошлом дочерям, чем он был очень недоволен. Одна из дочерей рассказала журналистам, что у Растворова-Саймонса была мания преследования, он опасался, что Лубянка найдет способ привести в исполнение заочно вынесенный ему приговор — высшую меру.

Несмотря на эту "манию", Юрий Александрович Растворов благополучно дожил до 82 лет. О том, изменили ли ему внешность с помощью пластической операции, в ЦРУ предпочитают не говорить. Скорее всего, изменили: живя в непосредственной близости от Вашингтона, беглый чекист ведь мог в любой день встретить кого-то из знавших его людей. Это значит, что Растворов ушел в могилу не только с чужой биографией, но и с чужим лицом. Кстати, в строгом секрете ЦРУ держит и место его захоронения.

Сиснёв Виссарион, соб. корр. "Труда". Вашингтон.