Плоды демократии

В Ираке — стране, занимающей по запасам нефти второе место в мире, — бензиновый кризис. С раннего утра возле АЗС в Багдаде в ожидании подвоза топлива выстраиваются длиннющие очереди из сотен машин. С другой стороны — десятки людей с канистрами, пластиковыми банками и баками. У них нет машин. Они покупают бензин, чтобы тут же его перепродать. 5 литров высокооктанового бензина стоит у них 13 тыс иракских динаров /6 долларов/. На бензоколонке — 250 динаров.

"Раньше, — говорит сидящий рядом с пятью 20-литровыми канистрами пожилой иракец, которого зовут Абу-Али, — я продавал на улицах дешевые обеды. В основном рабочим. Сейчас практически никто не работает, денег ни у кого нет, что мне делать? Как кормить семью? Вот я и сижу здесь, жду бензина. Хотя машины у меня отродясь не было".

Когда приходит бензовоз, все пространство вокруг АЗС превращается в сплошную пробку и толчею. Колонку облепляют десятки людей. Одни следят за порядком, другие пытаются его нарушить, остальные просто участвуют в процессе, заворожено следя за вливающейся в баки струей бензина. Одна колонка отведена для тех, кто заполняет канистры и баки. Там бензин льется через край, растекаясь по асфальту. Многие тут же курят.

Подобная небрежность уже несколько раз приводила к трагическим последствиям. Последний случай произошел несколько дней назад на одной из АЗС в центре Багдада, недалеко от Иракского национального музея. Кто-то чиркнул спичкой, последовал взрыв и пожар. Погибли 18 человек, многие получили сильнейшие ожоги и ранения. Сгорели несколько машин. Трагедии меньших масштабов случались и раньше.

"Мы не можем контролировать ситуацию и обеспечить безопасность, — говорит директор одной из багдадских АЗС Мухамед Фадель. — Раньше бензин в канистры отпускать было запрещено — только в бензобаки. А сейчас у многих при себе оружие, и они готовы его использовать. Попробуй тут запрети. На днях в районе Мансур один человек с гранатой в руках угрожал взорвать АЗС, если ему не нальют бензина".

Мухамед Фадель и его коллеги рады были бы удовлетворить запросы всех нуждающихся в автомобильном топливе, но это не в их силах. До войны АЗС в Багдаде работали круглосуточно, а бензин на них подвозили три раза в сутки, сейчас в лучшем случае один. При этом работают далеко не все автозаправочные станции города. Многие из них закрыты, поскольку были разграблены и практически уничтожены. Как следствие, нагрузка на работающие возрастает, и бензина на них хватает максимум на 3-4 часа. Остальное время АЗС закрыты.

"Вся проблема в том, что единственный в Багдаде нефтеперегонный завод "Дора" работает всего на 20 проц своей мощности, — говорит водитель бензовоза Абдель Раззак Аль-Джебури. — Бензовозы же все целы. Еще до войны мы увезли их с базы и поставили у себя в садах, возле домов. Поэтому, как только заработает на полную мощность НПЗ, перебоев с подвозом бензина не будет".

По мнению Абдель Раззака, произойти это должно очень скоро. А пока багдадские водители по много часов вынуждены простаивать в очередях за бензином или переплачивать спекулянтам. Болезненно отражается нехватка топлива и на сельском хозяйстве. В Ираке в эти дни идет сбор весеннего урожая и подготовка земли к посеву зимнего. Если в тракторах будут пустые топливные баки, то в долгосрочной перспективе это негативно скажется на обеспечении населения страны продовольствием, сообщает RusEnergy.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/93/375/9902_crisis.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру