Европейское кино - преодоление порнографии

фестиваль18 июня в 26-й раз в российской столице открылся Московский Международный кинофестиваль.

Московский кинофестиваль в этом году, как и все прошлые годы, представляет парад фильмов, которые в очень скором будущем определят ландшафт кинозалов и рекламных плакатов.

Однако ряд фильмов, как конкурсных, так и показанных в рамках фестивальных программ, вряд ли пойдет на больших экранах без предупреждения хоть маленькими буквами "Детям до 16 лет не рекомендуется". Жестокость и откровенные сцены давно стали нормой европейского кино. Тем не менее это ничуть не умаляет достоинств этих картин, для которых откровенные сцены повод донести до зрителей то, что не может сегодня быть сказано на другом языке.

Фильм австрийского режиссера Микаэля Главоггера "Обормоты" - молодежная комедия о студентах, решивших подзаработать на порно. Довольно бесшабашный продюсер задумал решить свои финансовые проблемы, продав порнофильм. Однако картину сперва нужно снять — он невзначай и предлагает девушке, поставляющей ему наркотики, заняться "искусством". Согласившиеся на авантюру юноши и ветреные девицы не сомневаются в успехе. Но едва включается камера, стыд одолевает молодых людей, а то и отвращение — им не до интеллектуального порно, в котором бы правда тела перемежалась с глубиной мысли. И тем не менее — получилось, как только им пришло в голову продолжить традиции скандальных "Идиотов" Ларса фон Триера: обращение к первобытным инстинктам помогло избавиться от комплексов сексуальной революции и наконец что-то (вроде влечения) почувствовать по отношению друг к другу.

22 июня в рамках конкурса "Перспективы" состоялась российская премьера фильма "Моя мать" французского режиссера Кристофа Оноре с Элизабет Юппер в главной роли, которая повторила жесткую линию "Пианистки".

Презрев страх перед обвинением в порнографии и ставкой на культурный шок и эпатаж, актриса создала сложный, предельный по напряжению образ женщины, для которой разврат — единственный язык для общения с миром и с самым дорогим человеком — с сыном. После внезапной смерти мужа героиня берется за воспитание юноши в традициях сексуального разгула. Эдипов комплекс, смешанный с христианским культом Божьей матери и рефлексией молодого человека над своими сексуальными опытами, превращется в коктейль одухотворенного разврата, который заканчивается ритуальным самоубийством матери. Несмотря на жестокость и вызывающую откровенность, сексуальные сцены в этом фильме претендуют стать верными помощниками в нетрадиционном воспитании. Извращений не бывает, а все на свете, что пробуждает желание, поддерживает страсть, имеет право на существование, даже если это желание ведет к смерти, — печальное моралите этой драмы.

Педро Альмодовар представил на Московском кинофестивале новую картину "Плохое воспитание". Объектом его внимания стали закрытые учебные заведения. Уникальность этого фильма в том, что сюжет раскручивается как спираль: история, по которой известный режиссер снимает фильм, вовсе не была придумана, а случилась на самом деле, причем ее главные герои — сам режиссер и автор сценария, только в десятилетнем возрасте, когда они учились в религиозной школе. Но Альмодовар, кажется, вовсе не намерен обострять проблему педофилии и как мораль выставлять тот факт, что, когда наставник склоняет ребенка к сожительству, действительно растлевает его душу, — вырастая, мальчик становится трансвеститом. Альмодовар не акцентирует также, что такие мальчики, превращающиеся со временем в наркоманов, могут быть очень талантливы. Все перечисленное имеет значение исключительно для развития детективного сюжета, описанного в сценарии: трансвестит шантажирует своего бывшего преподавателя рассказом о бесправии учеников перед сексуальными домогательствами того, — для сюжета, имеющего прямое отношение и к автору, попытавшемуся заработать тем же способом.

Роман Соколов,
Наталья Микора,
специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *