Трагедия над Сольцами

В минувшее воскресенье Новгородская область простилась с погибшими в ночь на 9 июля летчиками солецкого авиаполка дальней авиации ВВС России. Командира экипажа разбившегося стратегического бомбардировщика Ту-22М3, летчика первого класса майора Олега Тяпкина похоронили на кладбище в деревеньке Долгово неподалеку от населенного пункта Осия Новгородского района.

Останки других погибших летчиков переправили на самолетах на их "малую родину": 40-летнего штурмана первого класса майора Николая Толстова — в город Шадринск Курганской области, останки 22-летнего штурмана-оператора капи-тана Александра Иванова — в Курган, а 27-летнего помощника командира корабля капитана Ильи Ласкова — в Тверь.

Вспышка

Трагедия разыгралась за 20 минут до полуночи. Стратегический бомбардировщик ТУ-22М3 возвращался из тренировочного полета, до родного солецкого аэродрома оставалось около 14 километров. Уже были выпущены шасси и включены фары, когда с самолетом началось твориться неладное: "борт" начал крениться, раздался хлопок — его услышали жители деревеньки Хвойная (не путать с райцентром Новгородской области), стоящей на границе Солецкого и Шимского района.

- Я какой-то треск услышала, — рассказывает жительница деревни Надежда Бахарева, — Как будто машина в кювет съехала.

Трагическая развязка наступила через несколько секунд — пролетев над соседними с Хвойной Велебицами и Скирино, самолет упал в лесополосу неподалеку от шоссе Шимск-Сольцы. До аэродрома оставалось около 10 километров.

Запретная зона

- У меня весь дом заходил ходуном, затряслись стекла, — вспоминает жительница Скирино Галина Николаевна, — Выглянула в окошко — батюшки, пламя до небес! Правда, оно быстро погасло, и вместо него в воздух поднялся столб дыма.

Спустя 10 минут к месту катастрофы мчались пожарные машины (одна от авиаполка, две от местной пожарной части). Правда, особой работы пожарным не нашлось — керосина в баках на подлете к аэродрому оставалось "на дне" (при-мерно 3 тонны), боезапаса на "борту" не было. В итоге, потушив 20 квадратных метров горящей земли и обшивки, по-жарные вернулись восвояси.
К тому времени подразделения военных и милиции уже оцепили зону падения самолета и перекрыли проезд к Сольцам, направляя весь транспорт в обход через Велебицы.

К утру место трагедии (около 1 квадратного километра — примерно в этом радиусе и разлетелись обломки разбившегося самолета) было плотно оцеплено сотрудниками УВД — разрыв в цепи между милиционерами не превышал 10-15 мет-ров. Для усиления кордонов на дорогах из областного центра даже были вызваны "парадные" гиббдшные "десятки", использовавшиеся ранее лишь для сопровождения высоких гостей.

Внутри зоны уже вовсю трудились сотрудники новгородской и питерской военных прокуратур, судмедэксперты, командование авиаполка и крупные военные чины из Москвы. Тщательно исследуя местность, они "метили" наиболее значимые находки брезентовыми плащ-палатками. Но несмотря на беспрецедентные меры охраны, местные жители, из числа наиболее любопытных, все же ухитрились пробраться к месту катастрофы. Правда, сделали они это еще глубокой ночью, пока оцепление не было таким плотным.

- Ужас что там было! — рассказывает Михаил Пупсин, житель Велебец, — Двое летчиков в креслах сидели, ремнями пристегнутые, а третьего так размозжило, что и я сразу и не понял, что это человек. Четвертого я не видел — его далеко отнесло. Говорят, потом нашли. Примечательно, что по предварительным результатам расследования, пилоты не привели свои кресла в состояние катапультации.

Свою жизнь за жизнь других?

Как сообщила пресс-служба ВВС, приказ катапультироваться пилоты получили сразу, после того как сообщили что самолет начало кренить и разворачивать. Но этот приказ они не выполнили. Почему? Жители Велебиц уверены — летчики уводили стремительно падающий самолет от их деревни.

- Иначе и быть не может, — убежденно говорит Людмила Ахиреева, — Они же местность знали, и осознавали, что сейчас под ними. Поэтому и пытались увести самолет от нас, а для катапультирования у них просто не осталось времени.

Косвенно эту версию подтвердил и прибывший на место трагедии командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов, отметивший, что летчики "тянули машину до последнего". Так это или не так, сказать сложно — расшифровка най-денных самописцев дело не одного дня. В любом случае, мы никогда не узнаем о чем думали летчики в последние четыре секунды перед падением, секунды, которых им как раз хва-тило бы, чтобы спасти свои жизни, приведя в действие катапульты.

Люди или техника?

Пока следствие отрабатывает две основные версии происшедшего — человеческий фактор и неисправность техники. В принципе, у обоих предположений есть основания на "местном" уровне. Солецкие летчики уже не раз жаловались на сокращение полетных часов (хотя государственные телекана-лы сразу же поспешили уверить зрителей в обратном) и на стремительное ветшание техники. Руководство Минобороны к этим жалобам оставалось глухо.

С другой стороны, погибший экипаж считался одним из лучших. Скажем, погибший командир корабля 46-летний майор Олег Тяпкин возглавлял службу безопасности полетов солецкого аэродрома, в профессионализме остальных членов эки-пажа сомнений тоже ни у кого не возникало. Значит — техника? Разумеется, утверждать это, пока не расшифрованы данные (если, конечно, все результаты будут обнародованы, а не скрыты в секретных докладах, как это было с "Курском"), нельзя. Тем не менее до выяснения причин трагедии ВВС распорядилось прекратить полеты на ТУ-22М3, прежде считавшихся крайне надежными машинами. Кроме того, на своей пресс-конференции в понедельник министр обороны Сергей Иванов заявил, что причиной катастрофы, возможно, стала именно техническая неисправность. Затем Интрефакс со ссылкой на собственные источники сообщил о поломке ге-нератора, обесточившего самолет. Так это или нет, покажет время.

Добавим, что в приватных разговорах представители военной прокуратура обещали через месяц обнародовать самые первые съемки, сделанные следователями на месте катастрофы сразу же после прибытия. Вероятно, к этому времени расследование будет вчерне завершено.

... В военном городке траур продлиться дольше, нежели в области. Погибших пилотов тут все знали, как говорится, не только в лицо. Не прошло и года с тех пор, как гарнизон отмечал свадьбу Ильи Ласкова, а 26-летнего штурмана-оператора Александра Иванова недавно поздравляли с новорожденным. Еще до окончания расследования администрация области решила выплатить семьям погибших по 50 тысяч рублей, районные власти нашли в своем скудном бюджете 40 тысяч. Впрочем, что значат эти деньги для людей, чьи отцы, мужья и сыновья пополнили черный список экипажей постоянно бьющихся, взрывающихся и тонущих воздушных и морских кораблей нашего Министерства обороны.

Для справки. Первый пробный полет стратегического бомбардировщика ТУ-22М3 состоялся в конце 1977 года. Через год самолет был запущен в серийное производство в 1978 году. Он предназначен для поражения наземных и мор-ских целей в любое время суток и при любых погодных условиях ракетами класса "земля-воздух", авиабомбами и авиаминами. Нормальная посадочная масса — 78 тонн, высота машины — чуть более 11 метров. Самолет способен развить скорость до 2300 км/ч. Катапультные кресла КТ-1 способны спасти экипаж вне зависимости от высоты, на какой нахо-дится самолет (от нулевой до "потолка"). Сейчас на балансе Минобороны РФ состоит чуть более 230 таких бомбардировщиков.

Дмитрий Злаеров
НовгородИнформ.Ру

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *