Служить бы рад – призывником быть тошно

С 15 ноября 1992 года, Распоряжением первого Президента Российской Федерации в нашей стране отмечается Всероссийский день призывника. Однако назвать праздничным этот день язык не поворачивается. Если хотите, это "праздник со слезами на глазах" и вот в чем причины

В мае 1996 г. Борис Ельцин подписал указ о переходе к профессиональной армии. Авторы документа предполагали, что к 2000 г. призыва в России не будет. Скоро даже ежу стало понятно — в эти сроки уложиться никак нельзя. Позже Министерство обороны РФ представило конкретные планы по переходу Вооруженных сил России на контрактную систему в 2004 году.

Однако из-за ресурсных ограничений и других объективных причин так и не были созданы условия для перехода на новый принцип комплектования армии. Военнослужащих-контрактников не смогли обеспечить даже самым элементарным набором льгот и социальных гарантий, которые сделали бы воинскую службу привлекательной. Госчиновники в погонах и не только основательно похерили идею контрактной службы среди широких народных масс. И главное, в военкоматах так и не смогли выработать критерии предварительного отбора будущих защитников Отечества.

Яркий пример головотяпства военных чинов произошел в комплектовании "контрабасами", как называют в войсках контрактников, подразделений российской армии в горячих точках. Для ведения боевых действий туда направлялся социальный "отстой" общества: алкоголиков, наркоманов, психопатов, уголовников. Военной "косточкой" становились рекрутированные в глубинке откровенные неудачники и голытьба "с прошлым". В соединениях и частях вооруженных сил, пополняемых подонками общества, процветали пьянство, драки, грабежи и насилие по отношению к местному населению. Увеличилась текучесть кадров, побеги и самосуд над сослуживцами, в том числе и над офицерами. Полученный опыт перехода на принцип комплектования армии по контракту научил пока одному: контрактный принцип комплектования в масштабе Вооруженных сил в ближайшем будущем невозможен. Вся федеральная целевая программа на 2005 — 2008 годы по переводу силовых структур на контрактный способ комплектования рядовым и сержантским составом тоже оказывается под угрозой срыва.

В ходе минувшей осенней призывной кампании военные социологи Сибирского военного округа обобщили некоторые итоги. Бросим взгляд: 28 % призывников имеют среднее образование. 86 % молодых солдат из полных семей, 36 % имеют небольшой рабочий стаж, до 8 % считают себя верующими людьми. До 5 % молодого пополнения имели проблемы с милицией, алкоголем, наркотиками, однако среди призывников, направленных для службы в СибВО, нет судимых, 87 % молодых солдат твердо заявляют о готовности выполнить свой воинский долг. Более 8 % новобранцев имели психические расстройства, у примерно тысячи новобранцев дефицит веса.

Руководители российского военного ведомства пообещали, что с января 2005 года юношей-призывников больше не будут направлять в Чечню. Их полностью заменят контрактники — "контрабасы". Поговорили, что временно не нужны армии студенты. Как всегда, все оказалось не так. Военкоматы по-прежнему направляют "оболваненных" призывников в Чечню. По словам заместителя главкома Внутренних войск генерал-лейтенанта Сергея Топчия, 46-я бригада особого назначения в Чечне только на треть укомплектована контрактниками. Это значит, что без призывников все равно не обойтись. Наш двухзвездный генерал признался, что внутренние войска не имеют возможности вербовать контрактников через военкоматы.

Согласно Федеральной целевой программе, только в Сухопутных войсках РФ на контрактный принцип комплектования будут переведены более 30 воинских соединений и отдельных частей. Однако в августе — сентябре нынешнего года, по данным главного штаба Сухопутных войск, даже на сержантские должности было отобрано всего 12 % физически и морально здоровых мужчин. Остаются вакантными почти 88 % должностей командиров отделений, расчетов, экипажей. Рядовых, похоже, придется рекрутировать старым дедовским способом.

Рядовому "царицы полей" предлагают служить за жалованье менее 5 тысяч рублей. Сержанты, правда, получают на несколько сотен больше. В горячих точках, таких как, Чечня, Таджикистан, а также за особые условия службы полагается ежемесячная надбавка свыше 3 тысячи рублей. С учетом всех добавок денежное довольствие рядового и сержантского состава составляет чуть более 9 тысяч рублей.

Скорее всего господа-проектировщики предполагали, что за такие "бабки" в войска пойдут служить пацаны из глубинки. Но за минувший год зарплата по российским регионам с учетом инфляции выросла и теперь составляет в среднем от 6 до 8 тысяч рублей. Так в чем же цимес? Подставлять ли свое тело "наемникам" за "лишнюю" тысчонку или ну ее на ..? Девчонки на столичной Тверской-стрит поди за себя больше берут? Часик побаловаться стоит не меньше 100 гринов. Это сколько будет в пересчете? Одни вопросы...

Кроме того, из всех военных округов поступают сообщения, что набор контрактников можно вести при условии ежемесячной оплаты в 12 и более тысяч рублей. В регионах конфликтов воинский труд, как минимум, должен оцениваться вдвое выше.

По-прежнему не решена проблема обеспечения военнослужащих жильем. По опыту формирования первой контрактной 76-й воздушно-десантной дивизии, высшим военным чинам стало ясно, что без благоустроенных квартир для женатых и общежитий для холостяков проблематично привлечь на службу потенциальных контрактников. В результате, с огромными трудностями, при помощи привлечения дополнительных ассигнований Минобороны РФ удалось обустроить первую контрактную дивизию. Стоила ли овчинка выделки?

В ряде военных округов, например, в том же СибВО не предусматривается строительство жилья для семейных военнослужащих. Причем, строительство планируется начать не раньше середины 2005 года. На поднаем жилья в проекте закладываются смешные деньги: всего-то 600 рублей. В лучшем случае — это каморка папы Карло. Притом, что в среднем по российским регионам плата за наем квартиры колеблется от 2 до 5 тысяч руб. При этом речь не идет об инфраструктуре: детских садах, школах, магазинах и прочем.

При этом и речи нет о создании в воинских частях новой современной учебной материально-технической базы для подготовки профессионалов и социальных гарантиях от государства по трудоустройству после окончания воинской службы, бесплатному высшему образованию и других преимуществах.

А пока призывникам и их родителям остается давать почти официальные взятки "золотопогонникам" (благо, такса известна) или грубо "косить" от службы. В крайнем случае, остается совсем уж последнее дело — сделать себе харакири. Ленты новостей пестрят сообщениями об очередном уходе из жизни в конец отчаявшихся служивых ребят. К сожалению, солдатики накладывают руки не только на себя. Вместо того, чтобы защищать Родину, салагам (и не только!) приходится защищать сначала себя. Короче, с праздничком!