России предложили погадать на березовом венике

Михаил Ходорковский По окончанию весны сами собой затихли возмущения региональных депутатов по поводу колдунов, гадалок и ясновидящих. Ни один субъект федерации не рискнул запретить столь популярные в среде обывателей оккультные услуги. Люди желают знать, что будет. В этом есть определенная частичка смысла жизни.

У парапсихологических явлений есть и иная сторона — мошенническая или откровенно криминальная. Каждому знакомы банальные ситуации, когда под видом оккультных сеансов или "бескорыстных" предсказаний заинтересованные лица оказывают далеко не безобидное воздействие, чреватое неприятными последствиями.

Начало недели ознаменовалось весьма странной статьей Ходорковского. "Живая икона" либералов выступила с мыслями вслух, претендующими якобы на пророческое эссе. Опальный олигарх, представляемый некоторыми СМИ в роли невинного мученика, заговорил о будущем России и ее конкретных руководителях.

"В составе следующей российской власти неизбежно будут КПРФ и "Родина" (или исторические преемники этих партий), — отметил новый "пророк".- Левым же либералам ("Яблоку", Рыжкову, Хакамаде и др.) пора определяться, войдут они в состав широкой социал-демократической коалиции или останутся на брюзжащей, политически бессмысленной обочине".

Михаил Борисович вкрадчиво предостерегал от "нового сверхавторитарного режима". Причем, он говорил именно о "левом повороте" в судьбе страны. Заставили? Так кто и зачем? Если да, то это выглядит как-то необъяснимо. Ходорковский уже покаялся в прошлых грехах перед народом и государством, которых бессовестно обобрал. Теперь человеческий разум может объяснить только два направления в его публичных высказываниях: каяться дальше (показывая лояльность властям) или клеймить обидчиков и духовно воссоединиться с родным правым лагерем.

Но олигарх вдруг продемонстрировал логически необъяснимый "финт ушами", дистанцирующий его даже от закоренелых либералов. "Левый поворот в судьбе России столь же необходим, сколь и неизбежен. А Владимиру Путину, чтобы дать мирному левому повороту свершиться, много трудиться не придется", изрек Михаил Ходорковский. Он обозначил и силы, которые спасут страну от невиданной диктатуры: "Только самый широкий состав коалиции, в которой люди либерально-социалистических (социал-демократических) взглядов будут играть ключевую роль, избавит нас от зарождения на волне левого поворота нового сверхавторитарного режима".

Кому продался "оплот либерального братства" (или ведет старую "березовую" игру)? С чьих мыслей пророчествует и кто заказчик этого эзотерического сеанса?

Согласитесь, что разговор об объединении правых и левых выглядит или абсурдом, или провокацией. За комментарием мы обратились к тележурналисту Михаилу Леонтьеву.

Михаил Леонтьев, тележурналист:

Речь идет не о правых и не о левых, а о маргинальных правых и левых — новых маргиналах страны. Ситуация очевидная: здесь пахнет государственным переворотом, для чего собственно блокируются эти партии.

На успех псевдовыборной системы надежды больше нет. Остается только искусственно создавать хаос и раскручивать его. Сейчас в стране нет регионов (кроме незначительных сепаратистских анклавов), которые бы делали выбор против России. Маргиналам остается только ловко проводить эскалацию войны на Кавказе, всячески подогревать национальные и социальные конфликты, а также, где можно, дискредитировать власть и ее легитимные институты.

Маргиналы — как правые, так и левые — активно ведут борьбу не "за что-то", а именно против государства. Они развернули настоящий антигосударственный террор. Их задача коренным образом делегитимизировать страну.

Левые обслуживают чужие интересы за деньги, легко расстаются с ценностными идеалами. НБП продается демократии и протестует против государственного насилия, а немногим раньше ее сторонники дружно воспевали диктатуру. Метаморфозы произошли так внезапно, что видно — ребята подписали выгодный контракт. Наши правые и правыми никогда не были. Правые — это всегда национально ориентированные. А эти непонятно кто. Безусловно, госориентированность в них усмотреть можно, только, правда — на США. Собственно, их и вербовать особо не пришлось, они и сами со своего партийного рождения — пятая колонна.

Так что, и правым, и левым политическим маргиналам делить нечего — они работают на одного хозяина. Вопрос только в том, насколько им удастся добиться цели и хватит ли у них совокупного веса. Ангажированным левым и правым помогает тактическое бездействие государства. Если не будет созидательных программ, образуется волевой вакуум власти, который и станет благодатной почвой для "цветной революции" в России.

Меня пугает то, что уж с весны мы находимся в состоянии общего ступора. На примерах цепочки цветных революций видно, что там сама власть спрашивала у "оранжевых и иже с ними" себе мандат. Угрозы переворотов были инфузорными, но власть оказалась инфузорнее этих угроз.

Левый российский электорат, которого большинство, ориентирован на социальную справедливость. Ее дефицит у нас заметил даже Ходорковский из тюрьмы. А функция власти как раз и заключается в том, чтобы удовлетворить этот спрос. Кстати, левый электорат — пропутинский. Население связывало с ним свои ожидания, которые, собственно, должны быть подтверждены. У Путина есть и свой правый электорат — это настоящие (а не маргинальные) правые, последовательно придерживающиеся своих политических традиций: патриотизма и государственности.

Ярослава Крестовская

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *