Контр-адмирал Олег Трегубов: «Есть у подводников единение душ»

- Олег Александрович, вы уже считаете Северодвинск своим городом?
- Адаптация завершается. Город становится все более знакомым. Его традиции мне симпатичны. Знакомство с ними началось с вице-адмирала Пахомова. Принимая дела, я спросил: "А что если в День ВМФ пойдет дождь?" Командир ответил твердо: "Этого не может быть. Я служу здесь уже одиннадцать лет, и ни разу в день ВМФ не пошел дождь". Он и действительно не пошел в первую половину дня. А во вторую принес долгожданную прохладу участникам праздника. Эта традиция мне по душе. В отличие от Североморска, где живут в основном военные, здесь — народ корабельный, да и числом поболее в два раза. Генератор города — предприятия ГРЦАС. Но все определяется не численностью, а значимостью. Предприятия работают на мощь морского флота. И отношения с моряками очень хорошие.
- Да, о теплоте отношения к морякам можно судить по зрителям фестиваля "Беломорские звезды". Зал по-матерински обволакивал нежностью каждого выступающего матроса, будь-то казах или парень из сибирской деревн и...
- И заметьте, насколько раскованно чувствовали себя на сцене участники фестиваля. Казалось бы, военным привычнее выполнять команды "Равняйсь! Смирно!", нежели улыбаться перед телекамерами и объективами. А эти ребята совершенно свободны, незакомплексованы...
- Наверное, матрос пошел другой... Олег Александрович, недавно отпраздновала свое 50-летие бригада строящихся и ремонтирующихся подводных лодок...
- Это совершенно особое соединение. У них сложное и большое хозяйство. Обычное соединение подводных лодок насчитывает 6-8 кораблей. При этом должность командира по штатной категории предусмотрена в звании контр-адмирала. У бригады 14 АПЛ разных проектов. И лодок больше, и разбросанность, и условия сложнее. Состав же бригады уменьшен по численности штаба. Она, собственно, создана из двух подразделений строящихся и ремонтирующихся подлодок. Сократили, уменьшили, объединили. Должность командира — капитан первого ранга. В армии и на флоте идет сокращение, в основном генеральских и адмиральских должностей. В нашем случае, это несправедливо.
- Что может поднять значимость бригады?
- Все зависит от объемов финансирования заказов. Оно с каждым годом увеличивается. В прошлом году акцент был сделан на "Звездочку". Из ремонта вышло аж три подводных лодки. В этом году упор перемещен на Севмаш. Интенсивность плавания в нынешнюю навигацию возрастет, что накладывает дополнительную ответственность на командование и на штаб бригады. Возникает проблема увеличения численности соединения.
- Подводники в отличие от других родов и видов войск — народ более демократичный, не так ли?
- Не хочу обижать офицерский корпус надводного флота, но там кастовость более заметна. Стоящие на мостике не всегда знают, скажем, трюмного матроса. На подводной лодке палуб меньше — уровень один. Когда переодеваешься в РБ, костюм радиационной безопасности, звезд не видно, бирки практически одинаковы, у каждого портативное дыхательное устройство с собой. Все очень похожи. Экипаж на подводных лодках 100-140 человек. И у командира есть возможность с каждым матросом побеседовать, узнать, как его зовут, от кого он ждет писем... На подлодках либо все побеждают, либо все умирают. Здесь — единение душ.
- Престиж офицера в последние годы упал. Есть надежда на возрождение?
- Тем и живу. Офицеров объединяет вера в Отечество. Царя у нас нет, но есть надежный президент, наш верховный главнокомандующий. Я думаю, что флот займет достойное место, как это всегда и было в истории России.
- У подводников есть пословица: "В море — дома, дома — в гостях. Поскорее бы в гости". Есть дело командирам, какая семья у моряка?
- А как иначе. Это ж впрямую влияет на то, с каким настроением офицер или мичман придет на службу, как отдохнет дома. Семья для моряка — тыл, и важно, чтобы он был крепким. Жены морских офицеров, как мне кажется, самые красивые и умные. Важны, однако, не только красота и любовь, но и материальная основа. Денежное содержание моряков надо приравнивать к уровню госслужащих, разница пока заметная. Это, кстати, тоже составляющая повышения престижа офицера.
- Ваше отношение к тому, что АПЛ "Казань" отправляют на утилизацию. Ведь это уникальный корабль, которым не располагает ни одна страна в мире. Теперь теряем и мы?
- Все процессы, происходящие сегодня на флоте, обусловлены финансированием. Определены приоритеты. Это развитие ракетно-ядерного потенциала, морских стратегических сил, которые будут обеспечивать боевую устойчивость многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей. Остальное уходит на второй план. В том числе подводная лодка К-403 "Аксон" или "Казань". Спущена на воду в марте 1971 года. Корпус рассчитан на 30 лет. Чтобы вернуть ее в строй, понадобятся такие же затраты, как и при строительстве новой...
Раиса Евглевская, "Северный рабочий"

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *