Лужков выступил в новом амплуа: он решил помирить Тбилиси и Батуми. А получится?

Мэр Москвы Юрий Лужков сегодня прибывает в Тбилиси для встречи с президентом Михаилом Саакашвили. Ранее Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов по поручению президента России Владимира Путина попросил президента Грузии Михаила Саакашвили принять мэра Москвы Юрия Лужкова для рассмотрения ситуации вокруг Аджарии. Между тем, спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе и министр госбезопасности страны Зураб Адеишвили в среду утром направятся в Батуми для встречи с главой Аджарской автономной республики Асланом Абашидзе. Об этом сообщила во вторник вечером в Тбилиси Нино Бурджанадзе после завершения встречи с президентом Михаилом Саакашвили. Накануне состоялся телефонный разговор между Нино Бурджанадзе и главой Аджарской автономной республики Асланом Абашидзе. Спикер грузинского парламента сообщила, что в ходе беседы "обсуждались вопросы, связанные с выходом из сложившейся кризисной ситуации в отношениях между Тбилиси и Батуми". Нино Бурджанадзе отметила, что Аслан Абашидзе "выразил готовность вести с центральным руководством Грузии". Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов заявил, что проблемы между Тбилиси и Батуми должны быть урегулированы политическим путем. По поручению президента РФ Владимира Путина он провел телефонный разговор с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, сообщает ИТАР-ТАСС. Как сообщили в пресс-службе Совета безопасности, темой разговора стала ситуация, складывающаяся вокруг Аджарии. Игорь Иванов, "подтвердив уважение Россией суверенитета и территориальной целостности Грузии, отметил, что проблемы, возникшие между Тбилиси и Батуми, могут и должны быть урегулированы политическим путем через конструктивный диалог". В свою очередь Михаил Саакашвили отметил "особую роль России, которую она может сыграть в условиях возникшего противостояния между Тбилиси и Батуми". Он также сообщил, что направляет в Москву для рассмотрения всего комплекса отношений, а также ситуации вокруг Аджарии секретаря Совета безопасности Грузии Вано Мирабишвили.

Предыстория конфликта

Поводом для конфликта стал инцидент, случившийся с кортежем Михаила Саакашвили, который был остановлен группой вооруженных лиц на границе с Аджарии и возвращен в Грузию. "Президент Грузии перемещался для проведения предвыборной кампании в один из регионов Грузии, — так описал произошедшее сам Саакашвили, — где меня к моему удивлению и к возмущению остальной части наших граждан, группа каких-то вооруженных головорезов задержала, не пустила меня в один из регионов". "Если бы российского президента не пустили в какой-либо регион России, представляете, какая была бы реакция России? Если мы смиримся с тем, что происходит, то это означает, что у нас нет будущего", — подвел итог сказанному президент Грузии.

Впрочем, и в самой Аджарии к словам главы грузинского государства отнеслись более чем серьезно. Глава Аджарии Аслан Абашидзе тут же заявил, что если отношения между Батуми и Тбилиси будут развиваться по негативному сценарию, то он рассчитывает на помощь военнослужащих 12-й российской военной базы, дислоцированной в столице автономии. "Семьдесят процентов ее личного состава — местные жители, — заявил Абашидзе. — Они будут защищать свои интересы, интересы своей семьи, своего региона".

Позицию Москвы тут же огласил пресс-секретарь российского посольства в Грузии Евгений Иванов: "Личный состав российской 12-й военной базы в Батуми несет службу в режиме усиленной бдительности, однако командование базы получило строжайшее распоряжение не допускать никакого вмешательства в события, происходящие в этой автономной республике". Этим заявлением дипломат попытался поставить точку в спекуляциях по поводу участия или не участия российских военных в случае возникновения конфликта между Тбилиси и Батуми. Поддержал его в этом и первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский, заявив, что "военнослужащие 12-й военной базы подчиняются непосредственно российскому командованию, и команды местного руководства выполнять не будут".

Не осталась в стороне и грузинская сторона. Посол Грузии в Москве Константин Кемулария поспешил заявить, что с учетом гипотетической постановки такого вопроса (возможности возникновения грузино-аджарского вооруженного конфликта — ред.) Грузия будет гарантировать неприкосновенность российской 12-й военной базы, дислоцированной в столице Аджарии городе Батуми. Тем самым представитель Грузии высказал надежду, что "в случае чего, он надеется на не участие некоторых военнослужащих российской военной базы в так называемой защите Аджарии".

Поводов длябеспокойства сторон предостаточно. Батуми опасается, что в случае конфликта против нее могут быть использованы военнослужащие 111-го пехотного батальона Минобороны Грузии, прошедшие спецподготовку под началом 66 американских инструкторов, 25 из которых являются морскими пехотинцами по программе "Обучи и оснасти". Эта программа начала выполняться в апреле 2002 года, в ее рамках уже подготовлены три батальона армейского спецназа численностью до 1800 военнослужащих. Тбилиси, в свою очередь, боится незаконных вооруженных формирований Аджарии. По словам министра госбезопасности Грузии Зураба Адеишвили, руководство Аджарии в течение последних лет сформировало три подразделения спецназа, которые очень хорошо подготовлены, в их подготовке участвовали, якобы, российские генералы. Общая численность этих подразделений около 1 тысячи человек.

Но наибольшую опасность, по мнению грузинской стороны, представляет именно российская 12-я военная база. Слова Аслана Абашидзе, что ее военнослужащие способны поддержать аджарские власти, были восприняты в Тбилиси с большей осторожностью, чем это сделано в Москве. Дело в том, что подавляющее большинство военнослужащих на территории базы — это местные жители, имеющие российское гражданство. И нетрудно предположить, что в случае реальной опасности они могут выйти из-под подчинения российского командования. На вопрос, что в этой ситуации будут делать наши военные, один из высокопоставленных чиновников Минобороны России заявил, что их тут же уволят. Впрочем, поможет ли это избежать конфликтной ситуации, еще очень большой вопрос.

Как показывает опыт военных конфликтов на постсоветском пространстве, армейские подразделения оказываются не в состоянии оказать вооруженное сопротивление местному населению. И, как правило, оказываются разоруженными. Такое случалось практически во всех республиках бывшего СССР во время его развала. Так, например, произошло в начале 90-х годов в самопровозглашенной и непризнанной республике Абхазия, сумевшей в короткий срок вооружить и противопоставить официальным грузинским частям вполне боеспособную армию. Армию, которая, несмотря на присутствие в республике российского миротворческого контингента, наблюдателей ООН, так до сих пор, кстати, не сложила оружия.

Говоря о поддержке военнослужащих 12-ой базы, лидер Аджарии Аслан Абашидзе не так уж далек от истины. Как уже говорилось, 70 процентов из них — это аджарцы хотя и с гражданством России (иначе их просто нельзя было бы принять на службу в российскую воинскую армию). Здесь в Аджарии у них дома, семьи, родные — все то, что при определенной необходимости может стать прекрасным рычагом психологического давления. В результате российские военные- не аджарцы в случае грузино-аджарского конфликта легко оказываются заложниками ситуации. Ведь любая из воюющих сторон не преминет воспользоваться возможностью воспользоваться запасами российских вооружений. В этой ситуации нашим военным придется либо применить силу, либо срочно покинуть зону конфликта. Всего на двух оставшихся в Грузии российских базах — 12-ой в Батуми и 62 в Ахалкалаки — служит около четырех тысяч человек, имеется 65 танков Т-72, 200 бронетранспортеров и 139 артиллерийских орудий, включая системы залпового огня "Град". Быстро вывезти все это имущество в Россию физически попросту невозможно.

Автор Анастасия Савельева
Анастасия Савельева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить