А был ли пилот: новые подробности авиакатастрофы

Самым громким происшествием в Кузбассе на прошлой неделе стала катастрофа вертолета, на борту которого находился Анатолий Смолянинов, в прошлом директор Западно-Сибирского металлургического комбината и до последнего дня жизни — член совета директоров компании "Евразхолдинг".
Причины катастрофы рассматриваются пока на уровне версий и догадок. Версия первая — аппарат врезался в гору, вторая — неполадки в конструкции вертолета. Но есть в этой истории один действительно загадочный момент. Все информационные агентства с завидной настойчивостью распространяют историю о якобы выжившем пилоте, который лежит в одной из новокузнецких больниц. Вторят им и средства массовой информации. Однако на след эфемерного пилота выйти никому по сей день не удалось.

Версия случившегося, распространяемая всеми информационными источниками, такова: частный вертолет американской марки "Робинсон Р-44" 13 июля вылетел из Новокузнецка в сторону Абакана. Разрешения на пролет по Хакасии у пилота не было. На борту находились трое. 48-летний Анатолий Смолянинов, его жена Ольга и пилот. Когда связь с пилотом была потеряна, возникло подозрение на самое худшее. И только через двое суток примерно в 250 километрах от места вылета, в непроходимой тайге, спасатели обнаружили обломки летательного аппарата, двух погибших пассажиров и тяжело травмированного летчика.

Вывод из предложенной легенды вытекает следующий: есть человек, владеющий информацией о причинах катастрофы. Выживший пилот. Остается лишь найти его — и он обо всем расскажет. Однако в процессе наших поисков возникло впечатление, что имя пилота строго засекречено, а его местонахождение тщательно скрывается. Сначала говорили, что он в больнице в тяжелом состоянии. Позже — что в добром здравии, дает в прокуратуре показания. Никому из журналистов пообщаться с ним так и не удалось. Такая таинственность вызвала сосущее любопытство. И мы взялись за выяснение обстоятельств мистического спасения неизвестного летчика. Но в неведении, как выяснилось, находятся не только журналисты.

Анатолий КРИЧЕВСКИЙ, доктор медицинских наук, профессор Центра медицины катастроф:

- Честно говоря, мне и самому было бы интересно узнать что-нибудь о том пилоте. Буквально вчера мне звонили сотрудники ГО и ЧС с тем же вопросом:

Валерий ФИЛИНОВ, командир взвода горноспасателей, эвакуировавшего тела погибших с места катастрофы:

- Ничего о пилоте не знаю. Не мы его нашли. Нашел у речки, всего израненного, житель Таштагола Сергей Елистратов. Пилот ему рассказал, где разбился вертолет и где трупы пассажиров. А мы занимались только эвакуацией тел.

Ценой невероятных усилий нам удалось пообщаться с Сергеем ЕЛИСТРАТОВЫМ, жителем Таштагола, тем самым, что якобы встретил летчика и привел спасателей на место трагедии. Он, кстати, оказался другом Анатолия Смолянинова.

- Какой пилот?! О чем вы говорите?! — возмутился Сергей Николаевич. — Откуда такая бредовая информация? У меня друг погиб, а вы, журналисты, сочиняете. Анатолий Георгиевич сам управлял вертолетом. Это была его личная машина. Купил ее недавно, незадолго до гибели. И случилось это не 13, а 12 июля, в субботу. Они с женой Ольгой прилетели ко мне на дачу. Минут на пятнадцать, заправиться. Сказали, что летят на Абакан порыбачить. Анатолий Георгиевич там базу строил. Туда и направлялся. В воскресенье собирались обратно. Когда я узнал, что они не вернулись, отправился искать и нашел сразу же: Как? Я здесь все места знаю как свои пять пальцев. Поднял вертолет в воздух и через несколько минут обнаружил: Повторяю, они с женой летели вдвоем. Никакого пилота с ними не было. Да если бы он и был, то выбраться живым не имел бы практически никаких шансов. Машина упала с высоты 143 метра.

Вот так. Две версии. Одна — о том, что погибшие на борту были в качестве пассажиров, вторая — от человека, который последним видел в живых чету Смоляниновых, — о том, что Анатолий Георгиевич сам был владельцем разбившегося аппарата и сам его пилотировал.

Владимир ТРОФИМОВ, начальник Таштагольского аэропорта, тоже, как выяснилось, истиной не располагает:

- Питаюсь, как и вы, лишь слухами. И добавить к сказанному ничего не могу.

Однако в ходе беседы не удержался и обронил:

- Правильно делаете, что не верите в рассказы о выжившем пилоте. Я разговаривал со специалистами. Не мог там никто спастись.

Так где же правда? И для чего, спрашивается, придумывать какого-то пилота? Если его действительно не было, то зачем вводить общественность в заблуждение? Может, чтоб скрыть факт наличия таких дорогущих вещиц, как вертолет, в личной собственности? Впрочем, в данном-то случае это совсем не важно — произошла трагедия, и здесь уже не до смакования меркантильных подробностей...

Транспортный прокурор Новокузнецка Сергей БОБЫЛЕВ пояснил, что по факту крушения вертолета возбуждено уголовное дело по ст. 263 Уголовного кодекса ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц"). Для расследования обстоятельств катастрофы создана совместная следственная бригада, в которую вошли работники прокуратур Кемеровской области и Республики Хакасия.

Татьяна ФОМИНА
Томь (Кемерово)

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру