Страшнее танков – только банки!

Пока американские войска готовятся к штурму Багдада, американский капитал берет под контроль основные отрасли российской экономики?
Долгие годы экономисты и эксперты либерального толка занудно убеждали элиту российского бизнеса в благах "включенности" в мировую экономику. Бизнес-элита вроде бы не отказывалась, но по уши была занята местным дележом всего и вся. Да и в начале реформ мало, что в экономике России могло привлечь транснациональный капитал — конкурентоспособные российские предприятия были "обезврежены" в первые месяцы Гайдаровских реформ, а российской банковской системы тогда еще по сути дела не было. Когда же российская бизнес-элита более или менее поделила рынки и ресурсы, выяснилось, что "включенность" в мировую экономику чаще всего означает полную капитуляцию перед превосходящими силами иностранного капитала. Карман при этом набить можно, но вот сохранить бизнес — никогда. Однако прозрение в каком-то смысле оказалось запоздалым. Российской олигархии, похоже, осталось только обговорить почетные условия "передачи ключей".

Как и во всех других развивающихся странах, основными инструментами проникновения и захвата суверенных экономик выступают международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный Банк (ВБ) и Международный и Европейский банки реконструкции и развития (МБРР, ЕБРР). И если роль МВФ из-за кризиса 1998 года в России сегодня невелика, то два другие "крота" действуют вполне успешно.

Специфика ВБ и ЕБРР не требует от этих организаций чрезмерных финансовых затрат. Они финансируют исключительно конкретные проекты, причем к выбору объектов "вторжения" подходят крайне аккуратно. Так ВБ в России теперь специализируется на разработке концепций и финансировании конкретных реформ тех или иных органов власти, перестраивая их, естественно, на американский манер. ЕБРР же последовательно "окучивает" определенные области реального сектора, переводя под фактический финансовый контроль иностранного капитала наиболее значимые и конкурентоспособные предприятия тех или иных отраслей. При этом не ставится цель захватить бизнес целиком, достаточно контролировать экспортное направление и движение финансовых потоков. Успешно осуществлять эти цели помогает планомерное и целенаправленное проникновение в российскую банковскую систему, которым весьма активно обе вышеупомянутые организации занимаются.

К примеру, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в структуру Всемирного Банка, присутствует в России не первый год, но теперь намерена расширить свою "сферу влияния" в банковской системе России. Эксперты многоумно констатируют, что у МФК сегодня не меньше поводов свое присутствие в России свернуть, чем расширять, забывая, что конкретные неудачи в бизнесе никак не могут переиначить поставленные стратегические задачи. При этом сами эксперты путаются, в оценке того, что МФК уже успела прибрать к рукам в России. Считается, что МФК влиятельно присутствует в капитале нескольких российских кредитных организаций — КМБ-банк, НБД-банк, питерский Промышленно-строительный банк, московский "Пробизнесбанк", а также банк "Русский стандарт" и банк "Центр-Инвест". Но все это мелочи, по сравнению с настоящим сокровищем, которое акулы финансового неоимпериализма себе присмотрели.

В июле прошлого года "ПРАВДА.Ру" сообщала о хитроумной комбинации, осуществленной нынешним главой "Внешторгбанка" (ВТБ) Андреем Костиным. Тогда он изо всех сил рвался из погрязшего в обслуживании внешнего долга "Внешэкономбанка" в экспортно-импортный "Внешторгбанк". И, имея хорошие связи вмире политике, преуспел. И, признаться, игра того стоила. ВТБ как никак замкнул на себе львиную долю операций по внешнеторговым сделкам российского государства, монопольно осуществляет обслуживание межгосударственных финансовых обязательств правительства. К тому же, Андрею Костину удалось убедить руководство Центробанка и правительства, что все жизнеспособные коммерческие активы ВЭБа нужно вместе с ним перевести в ВТБ.

Зачем же все это было проделано? А затем, что войти в капитал ВТБ давно и твердо решили МФК и ЕБРР. Причем лоббировать эту трансформацию начал еще бывший председатель ЦБ Виктор Геращенко. Однако сливки, похоже, достались г-ну Костину.

Аудиторские фирмы J.P. Morgan и Ernst&Young сейчас заканчивают прединвестиционную оценку ВТБ. Заказана музыка, естественно, ЕБРР и МФК. Обе организации объявили, что внедрятся в капитал "Внешторгбанка" еще до конца этого года. Председатель правления ВТБ не может скрыть своего счастья, рассказывая прессе о деталях предстоящей сделки. По его словам, ЕБРР приобретет дополнительную эмиссию акций банка, а МФК как всегда завладеет пакетом при помощи кредита — ВТБ не придется его возвращать, он будет конвертирован в акции. Андрей Костин очень надеется, что появление среди акционеров его банка таких гигантов как ЕБРР и МФК станет добрым знаком, и "Внешторгбанку" тогда удастся привлечь в капитал ВТБ еще 5-6 стратегических российских и иностранных инвесторов, владеющих пакетами до 2%. У г-на Костина еще надежды, а вышеназванные международные финансовые организации практически достигли цели — получили исчерпывающий контроль над экспортно-импортными финансовыми потоками целого государства — Российской Федерации.

Как это можно назвать, если не "генеральным наступлением"? Британская British Petroleum месяц назад фактически "купила" нефтяной бизнес Тюменской нефтяной компании (ТНК). Кто еще из отечественных нефтяников готов продать свой бизнес в России? Есть мнение, что вот-вот может выстроиться очередь. МФК и ЕБРР, берут под контроль, одного из крупнейших лидеров банковского мира России. Если В.В. Путин, М.М. Касьянов и другие высокопоставленные представители власти, говоря об иностранных инвестициях, имели в виду именно это, то впору получать ордена и медали — ОНИ ИДУТ. Если легкомысленные финансовые эксперты, повизгивая, рукоплещут: раз пришли эти, то вслед придут и другие. Еще бы не пришли. Звук горна прозвучал. Все оповещены — плацдарм зачищен, настало время спецназа и танков.

К слову сказать, другие российские банки, "приобретенные" МФК, хоть и считаются крепкими "середнячками", так же отнюдь не пустое место. К примеру, банк "Русский стандарт" сегодня — законодатель мод на рынке розничного кредитования. Упомянутому НБД-банку по уши должны предприятия среднего и малого бизнеса. Так что, похоже, Россию и впрямь скоро примут в ВТО. Потому как будут принимать как бы уже не нас, а, так сказать, уже самих себя.

Осталось только "расставить точки". На языке г-на Андрея Костина это называется "супервыгодная сделка". На языке высших российских чиновников — "приток иностранных инвестиций". На языке российского олигарха это значит — "Слава Богу, закрылся с прибылью". Но уже на языке военных это называется — "все высоты под контролем". Простые люди говорят проще — "оккупация". Впрочем, их мнением, к сожалению, никто не интересуется. Ни те, ни эти.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/23162-n/