Ярость и уныние. Деньги за рубежом уже не спрятать?

Кипр предает российских инвесторов ради собственного спокойствия
Совершенно очевидно, что все, у кого в России деньги есть, стремятся спрятать их за границей. Речь, конечно, идет о состоятельных слоях населения и о компаниях. Причем отнюдь не только об экспортерах сырья. Российская банковская система обычно используется для краткосрочных операций, но навар неизменно прячется в оффшорных банках. Однако, похоже, налаженная система дала серьезный сбой. В Женеве на конференции "Международное налоговое планирование для банков, страховых и финансовых компаний РФ" председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков поверг российских специалистов по "вывозу капитала в шок, от которого они не вполне оправились до сих пор.

Что же повергло в ярость и уныние любителей "наварить" на оффшорных операциях? Самая любимая российская "прачечная" - Кипр — дала серьезную течь. Соглашение об обмене информацией между ФКЦБ и ЦБ Кипра было подписано еще в прошлом году, однако до сих пор российские чиновники наотрез отказывались уточнять, о какого рода информации идет речь. Теперь же выяснилось, что согласно договору информация о реальных владельцах кипрских оффшоров теперь доступна российским властям.

Следует отметить, что российские дельцы не лишены здравого смысла и деловой сметки. Еще в прошлом году, когда стало понятно, что Кипрский ЦБ под давлением США и международных финансовых организаций, борющихся с отмыванием денег, пойдет на такого рода сотрудничество, российские капиталы начали покидать "гостеприимный" остров. По данным экспертов, за год с Кипра "на всякий случай" ушли до 30% российских компаний. Очевидно, что после сенсационного признания Игоря Костикова остальные также не замедлят "сделать ноги". И понятно почему. Одно дело, когда о тебе и твоих не совсем "чистых" деньгах знают иностранные спецслужбы, и совершенно другое — когда свои. От своих, как известно, просто так не отделаешься.

На сегодняшний же день более 30% оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре, имеют российское происхождение. А сам Кипр (что не может не вызывать законного удивления) занимает третье место по объему инвестиций в российскую экономику, уступая лишь США и Германии.

Намерение российских властей взять под контроль российские оффшорные деньги никогда не составляло особого секрета для российского бизнеса. Еще в прошлом сентябре глава МАП Илья Южанов попробовал выбить для этой цели дополнительные особые полномочия. Однако номер не прошел. Заявление же Игоря Костикова свидетельствует о том, что, что правила игры в самой популярной среди российских бизнесменов оффшорной юрисдикции кардинально изменились. Теперь кипрские оффшоры грозят многим отечественным бизнесменам серьезными проблемами: от массовых штрафов до уголовных дел.

Более того, как только ФКЦБ станет располагать информацией о реальных фигурантах сделок, проведенных через оффшоры, многие большие и весьма солидные компании могут стать крайне уязвимыми перед слишком информированными чиновниками. Особенно неприятно то, что сданная в госорганы официальная отчетность никак не может совпасть с информацией, предоставленной кипрской стороной.

Глава ФКЦБ в Женеве не стал углубляться в тему возможных последствий, и уточнять каким образом государство намерено распорядиться кипрской информацией. Понятно, что в России не может существовать одинакового отношения ко всем нарушителям. При существующей у нас системе ведения хозяйства в каких-то случаях бизнес может откупиться от госорганов или отдельных чиновных начальников. Только вот что могут потребовать от нарушителя в предвыборный год? Страшно даже представить.

Но даже вероятность опротестования или наложения ареста на какие-то сделки, проходившие через Кипр, представляется достаточно серьезной. А угроза появления в массовом порядке уголовных дел по сокрытию прибыли, уклонению от налогов, нарушению законодательства о приобретении акций иностранных компаний, вне всяких сомнений, сделает наиболее гордых и "равноудаленных" представителей российской олигархии вполне сговорчивыми и пластичными. Особенно если учесть, что подлинными владельцами флагманов российского крупного бизнеса (к примеру, "Русал") являются именно кипрские оффшорные компании. Реально связь между оффшором и реальным владельцем до сих пор доказать было практически невозможно.

Интересен и тот факт, что, согласно законам Кипра, информация о бенефициарных владельцах может быть предоставлена только по решению суда. Однако, по словам юристов российских компаний, договор Кипра и России является международным и он приоритетнее местных законов.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/23013-n/

Обсудить