Госсовет и Минприроды делят недра

В 2003 году в правительстве развернется борьба за новую концепцию недропользования, которая может привести к радикальным изменениям в условиях работы сырьевых отраслей
Новую редакцию законопроекта о недрах правительство РФ планирует рассмотреть в первом полугодии 2003 года, сообщил журналистам накануне Нового года премьер-министр Михаил Касьянов. Обсуждение различных вариантов законопроектов активно велось в течение всего года, однако компромисса так и не получилось. В результате, к концу года было подготовлено целых три концепции недропользования, которые во многом являются взаимоисключающими. Скорее всего, в 2003 году основная борьба развернется между Минприроды и Госсоветом РФ. Причем многое будет зависеть от того, поддержит ли президент предложение Госсовета о превращении его в постоянно действующий орган контроля за недропользованием.

Реформирование законодательства о недропользовании инициировал сам президент, заявивший в мае о необходимости такого шага в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. По мнению Владимира Путина, государство недостаточно эффективно управляет своими недрами, то есть, по сути, получает меньше, чем могло бы от добычи нефти, газа и металлов. Чуть раньше — в феврале -- по инициативе президента была сформирована рабочая комиссия Госсовета по недропользованию. По словам отдельных членов комиссии, Путин в будущем намерен превратить ее в постоянно действующий орган, осуществляющий контроль за проведением государственной политики в сфере недропользования.
Инициатива президента, как выяснилось, стала довольно неожиданной для заинтересованных сторон, которые в спешном порядке начали готовить свои предложения. В итоге, лишь в конце года они только-только появились в формате, пригодном для публичного обсуждения -- три конкурирующих концепции, одна революционная и две эволюционные.
С революционными предложениями выступила администрация президента, точнее — комиссия под руководством Дмитрия Козака. Г-н Козак выдвинул идею внедрения в России концессионного механизма управления минеральными ресурсами. Согласно этой концепции, собственником недр становится федеральное правительство (соответственно, отменяется принцип "двух ключей", то есть распределение регулирующих функций между центром и регионами), которое будет заключать с инвесторами гражданско-правовые договора на разработку ресурсов (административные договоры, договоры подряда, концессий и соглашения о разделе продукции). Однако комиссия не может выступать инициатором законопроектов, поэтому эти предложения легли в основу закона "О недрах", выдвинутого от имени Минэкономразвития.
Однако законопроект Минэкономразвития поддержали лишь отдельные либеральные экономисты -- остальные, включая самих сырьевиков, выступили против, так как отношения в сырьевых отраслях должны при таком раскладе радикально поменяться, что, естественно, не устраивает отраслевые элиты. Нефтяники, например, испугались того, что с отменой лицензионной системы аннулируют и все действующие лицензии, которыми ведущие нефтяные компании обеспечены на десятки лет. Критика из лагеря оппонентов-"эволюционистов" касалась, прежде всего, намерений г-на Козака отменить принцип "двух ключей", а также возложить функции разведки минерального сырья на государство. "Центр должен принимать только стратегические решения, а оперативные решения нужно делегировать регионам", -- считает председатель комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков. "Комиссия Козака предлагает государству полностью взять на свои плечи первые этапы освоения, связанные с поиском и разведкой, но для того, чтобы произвести 1 млн тонн нефти, нужно миллиард долларов вложить — у государства нет возможности 20-30 млрд долларов ежегодно тратить на эти вещи", -- заключает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. Кроме того, предложенная концепция радикально меняет сложившуюся практику отношений в сфере недропользования, что приведет к оттоку инвестиций в сырьевые отрасли. Так, по мнению Владимира Василевского, директора Центра интеллектуальной собственности, "пока примут закон, пока разошлют инструкции к нему, возникнет инвестиционная пауза — пять лет точно".
"Эволюционисты" - рабочая комиссия Госсовета во главе с губернатором Ханты-Мансийского АО Александром Филлипенко, а также Минприроды во главе с Виталием Артюховым — полагают, что достаточно внести корректировки в существующий закон "О недрах". Однако Минприроды и Госсовет намерены корректировать закон "О недрах" каждый по-своему.
"Базовым документом должен быть существующий Закон о недрах, -- уверен Владимир Литвиненко, являющийся один из активных членов комиссии Госсовета, -- он нормально функционирует, но необходимы изменения, приближающие его к рыночным реалиям". Базовым принципом предложений Госсовета является сохранение принципа "двух ключей". Касательно управления процессом недропользования комиссия исходят из необходимости поддерживать на высоком уровне разведанные запасы минерального сырья, для чего предполагается сохранение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также дифференциация налоговой ставки в зависимости от геолого-экономических условий месторождений. Поэтому главный аналитик института финансовых исследований Григорий Выгон упрекает разработчиков в том, что "этот закон разработан геологами и под геологов".
Чиновники Минприроды оказались самыми гибкими — они, не имея времени на подготовку самостоятельного документа, также ссылаются на старый закон, но готовы разрешить заключение концессионных договоров, а также внести определенные новации в сфере налогообложения добычи сырья (в частности, переход от налога на добычу на рентные платежи). Гибкость Минприроды обусловлена, прежде всего, желанием найти как можно больше партнеров — ведь если будет принят другой вариант, министерство может превратиться просто в регистрирующий орган, в отличие от современной ситуации, когда оно является одним из главных действующих лиц при распределении лицензий.
В целом, принятие революционного законопроекта в создавшихся условиях практически невозможно. Помимо настороженности инвесторов в отношении радикальных мер есть еще две внутренние причины, которые сдерживают реформу недропользования. Во-первых, "участие в реформировании недропользования принимает слишком много ведомств, -- говорит Григорий Выгон. -- Вообще, имеет смысл создать Министерство минеральных ресурсов на базе Минэнерго и Минприроды". А во-вторых, приближаются выборы президента и проведение реформы, затрагивающей интересы крупнейших налогоплательщиков, это слишком смелый шаг для правительства. По мнению Григория Выгона, "цена законопроекта очень велика, поэтому, чем ближе к выборам, тем меньше вероятность того, что его примут".
Пока правительство приняло как базовый вариант Кодекс "О недрах", предложенный Минприроды. Однако Госсовет сдавать своих позиций не намерен. "Документы, подготовленные другими ведомствами по указанной тематике, должны быть увязаны с одобренной президентом основ геополитики рассматриваемой на Госсовете", -- настаивает Владимир Литвиненко. Поэтому в будущем году Правительству придется урегулировать отношения с группой Госсовета, и самым серьезным расхождением у них является вопрос о том, кто будет "рулить" реформой недропользования — правительство или Госсовет, за которым стоят губернаторы. "А сама реформа, -- прогнозирует Григорий Выгон, -- станет возможной только после реализации административной реформы в России, когда прекратится межведомственная чехарда, а это будет возможно лишь в 2005 году".