Ностальгия по прошлому

“А Астерикс, ну, эту, выпил чашу зелья...” — у мальчишек, только что вышедших из зала, горят глаза. Возбуждённо размахивая руками, они заново переживают увиденные эпизоды. “Понравилось?” — спрашиваю. “Да! Всё понравилось. Как убегал... Как дрались... Как превращался...”
Больше всего мальчишкам по душе, что пришли они в кино с друзьями, это куда интересней, чем в одиночестве перед телевизором. А люди всё идут и идут. Зал был полон. И это несмотря на то, что фильм показывали по телевидению перед новогодними праздниками.
Много на сеансе взрослых. “Я очень хотела, чтобы сын посмотрел этот фильм вместе со мной”, — говорит Нина Викторовна, учительница математики. Её десятилетний сын Игорь доволен просмотром и считает, что ходить в кино интереснее, чем смотреть дома видео. Сама Нина Викторовна признаётся, что не сразу привыкла к новому звуку, а в залах установлено новейшее оборудование. Сначала казалось, что слишком громко, шумно. Потом эффект присутствия захватил.
Первый международный кинофестиваль “Дух огня” начал свою работу воскресным показом фильмов для всей семьи. Детский полнометражный анимационный фильм “Элизиум” (Корея — США), “Дети шпионов-2” (США) и “Астерикс и Обеликс” (Франция) собрали почти полные залы. Жаль, что не было ни одного российского. Да и есть ли сегодня отечественные фильмы для детей? Как ни пыталась, не вспомнила ни одного. А ведь именно они, картины для семейного просмотра, смогли бы вернуть зрителя в кинозал. “Если мамы и папы будут за руку водить малыша в кинотеатр сначала на мультфильмы, потом на детские и юношеские, спустя годы вырастет зритель, готовый воспринять элитное кино”, — говорит Дмитрий Пуртов, начальник отдела кинематографии департамента культуры и искусств округа.
И хотя, по словам Дмитрия Пуртова, ежегодно посещаемость кинозалов растёт в среднем на 15 процентов и валовый сбор от продажи билетов вырос за последний год в три раза, эти показатели далеки от желаемых. Давно прошли те времена, когда на кассах кинотеатров висели таблички: “Билетов нет”. На Западе два культа в выходные дни — церковь и кино. Пора и нам навёрстывать упущенное.
В гардеробе две женщины-пенсионерки прихорашиваются у зеркала. “Почему пришли, дома же телевизор?” И слышу обиженное: “Что же мы дома будем в халатах сидеть перед “ящиком”. Здесь люди, общение. Мы вот принарядились”.
“Видимо, это в генах у наших людей — ощущение атмосферы кино, атмосферы общения, сопереживания, когда все вместе реагируют на происходящее на экране, — говорит Александр Конев, директор департамента культуры и искусств округа. — Старшие по этой атмосфере соскучились, она ведь была частью нашей культуры, а дети хотят понять, что это такое”.
Возможно, фестиваль действительно заставит людей оторваться от удобных диванов и выйти в люди. По словам директора МУП “Водоканал” Виктора Виноградова, они с женой пришли в кино впервые за последние десять лет.
Не обошлось в первый фестивальный день и без сбоев. Так, объявленные заранее фильмы пришлось заменять другими, что вызвало недовольство зрителей. А внеконкурсные картины, заявленные на фестиваль в рамках программы “Российские дебюты 1991-2002”, встретили почти пустые залы. Как сказал мне молодой человек в кассе, на один фильм продано четыре билета, на другой — десять. В чём же причина нелюбви зрителя к родному кино? Только ли в недоверии молодым режиссёрам?
“Очень уж безрадостны они, — неохотно ответила мне учительница литературы, не пожелав назвать своего имени. — Иногда такое чувство, что режиссёры соревнуются друг с другом, какую бы ещё правду пострашнее вытащить на экран. А этой правды каждый день хватает, жить невмоготу. Я не хочу, чтобы мне врали, как это было в сталинские годы, но вспомните лучшие советские фильмы — люди выходили из зала со слезами, и это были слёзы облегчения и надежды, а не отчаяния и злости, как сегодня”.
После этого откровения я не могла не спросить Дмитрия Пуртова, как одного из организаторов фестиваля, доволен ли он конкурсным репертуаром? “Что касается представленных кинолент, они не обсуждаются, это элитное кино. К фильмам “Российских дебютов” у меня отношение неоднозначное. Боюсь, что мы получим обратный результат, и многие картины не привлекут зрителя, а напротив, оттолкнут его”, — ответил Дмитрий.
Что ж, поживём — увидим. Пока организаторы и гости фестиваля заявляют: фильмы, представленные как в конкурсной, так и во внеконкурсной программах достойны быть увиденными. В них как раз и нет той “чернухи”, от которой так устал зритель.

Татьяна Северская, "Новости Югры"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *