Хоть напоследок, нравственно обняться...

В прошедший четверг, 6 марта, в "Атриуме" Пушкинского музея состоялось ставшее уже традиционным вручение литературной премии имени Аполлона Григорьева, учрежденной "Росбанком".

Как отметила Анна Плотникова, специалист управления по связям с общественностью "Росбанка", главным пафосом премии имени Аполлона Григорьева является возможность влиять на литературный процесс, стимулируя появление "интеллектуальной литературы" и формирование круга читателей такой литературы.

Круг претендентов в количестве трех человек был определен заранее: Марина Вишневецкая с повестью "А.К.С. (Опыт любви)", Сергей Гандлевский с романом "НРЗБ" и Андрей Геласимов с романом "Жажда". Интрига мероприятия заключалась в том, что Сергею Боровикову (г. Саратов), Алле Латышевой и Александру Архангельскому, выдвинувшим вышеуказанных кандидатов, предстояло угадать, в каком именно порядке (а в финансовом смысле первая премия (25 тысяч долларов) заметно весомее двух вторых) вышеуказанные литераторы займут выстроенный Росбанком пьедестал.

Сергей Боровиков прибыть на мероприятие не смог, однако не преминул направить в адрес именитого жюри "похвальное слово" о Марине Вишневецкой, которое было оглашено Евгением Шкловским. "Неоклассический слог", усмотренный Боровиковым уже в первых опытах Марины Вишневецкой, был наглядно продемонстрирован самой номинанткой, которая, обращаясь к присутствующим, заговорила о "возникновении русского современного буржуазного романа, написанного хорошим русским языком". В этом русле, по мнению Марины Вишневецкой, написаны недавно вышедшие романы: "Философия одного переулка" Пятигорского и "Ложится мгла на старые ступени" Чудакова. Именно за такой литературой будущее, считает она.Второго номинанта, Сергея Гандлевского, автора романа "НРЗБ", представляла Алла Латынина, которая подробнейшим образом обрисовала проблематику романа, отметив умелое применение такой банальной и "испытанной на прочность" в беллетристике фигуры, как любовный треугольник. Все, что еще сохраняло некоторый налет "неразборчивости" в романе, было немедленно "прочитано" благодаря детальному анализу Аллы Латыниной.

Отвечая на столь подробное представление своего произведения, Сергей Гандлевский охарактеризовал себя как "неисправимого любителя", который никогда не писал на столь "профессиональные" писательские темы, как БАМ, и не вступал с обществом в отношения обмена, а потому рад, что его труд не остался незамеченным.Третий номинант, Андрей Геласимов, по мнению Александра Архангельского, "не работает на поле "разжиженная классика". Как считает Александр Архангельский, Андрей Геласимов удачно заявил о себе уже в первых своих романах, и именно он объяснил читателям, "на кого похож Фокс Малдер" ("Фокс Малдер похож на свинью").

Андрей Геласимов был краток. По его мнению, любой автор, написав свой текст, приближается к решению определенных задач. Он, в свою очередь, рад, что и ему это удалось. На вопрос "ПРАВДЫ.Ру", ожидал ли Андрей такого признания — премия журнала "Октябрь", шорт-лист премии Белкина и поощрительная премия, шорт-лист премии Аполлона Григорьева ипоощрительная премия, — номинант ответил цитатой из классика: "Мильтон не может быть немым". Это следовало понимать в том смысле, что таланта не скрыть, когда он столь очевиден.-Но главное, — подчеркнул писатель, — не деньги, и не признание, а Литература.

Когда о достоинствах номинантов было рассказано достаточно, томить публику уже не имело смысла, и заветный конверт был вскрыт. Обладательницей первой премии стала Марина Вишневецкая, а "приз за догадливость" в 1000 долларов достался соответственно Сергею Боровикову.

Следует отметить, что с этого года Росбанком от лица Академии русской современной словесности (АРСС) выплачивается также именная стипендия молодому талантливому писателю. Первым стипендиатом АРСС стал сотрудник журнала "Новый мир" Дмитрий Шеваров. Его коллега по журналу Ирина Роднянская, характеризуя молодого автора, отметила его стремлению "нравственно обняться" с читателем и пристрастие к "акварельному письму". Его ответная речь была пронизана ностальгией по великой русской литературе и надеждой на ее будущее: "Все то немногое, что я написал, -это лепта памяти: о моих дедушках , о моих рано ушедших друзьях. Все мои рассказы вышли из стен дома, из атмосферы, которую мы называем патриархальной, когда становимся взрослыми.

Но и сейчас мы втайне тоскуем по этой утраченной вместе с детством патриархальности нравов и провинциальности окружения. До сравнительно недавних пор я имел редкое в своем поколении счастье общаться с двумя моими дедушками. О том, что они мне дали вместе с мамой, отцом, и бабушками-это трудно выразить. Когда я перечитываю "Детство Багрова-внука", мне кажется, что у Аксакова уже об этом все написано. Но когда я сажусь за стол, то невольно пишу именно об этом: о детстве, о стариках, о счастье... Не могу вспомнить и о тех, кто тепло встретил мою первую книгу "Жители травы". О Валентине Яковлевиче Курбатове, увидевшем книгу в той пачке рукописей, которую я послал ему пять лет назад.

Об ушедших Владимире Николаевиче Корнилове и Евгении Ивановиче Носове, сочувственно встретивших книгу при ее появлении. Светлая им память. Возможно, это покажется странным, но мне ни разу не пришлось столкнуться с агрессивным непониманием, с разносной критикой, с насмешками или цинизмом. С тем, чего вокруг, согласитесь, хватает. И причина тут, конечно, не в моей персоне, а в том, что запасы добросердечия не только в нашем народе не истощились, но и в нашей словесности. Дай Бог молодым литераторам встречать те же внимание и снисхождение, которые встретил я. Будем беречь живых и помнить о наших изумительных предшественниках, чьи имена сейчас требуют нашей защиты от забвения. Два примера. Через несколько дней исполнилось бы девяносто лет Александру Яшину, но к этой дате в Москве не было издано ни одной его книги. На днях московские власти второй раз отказали вдове Юрия Павловича Казакова в праве установить мемориальную доску в память о писателе на том арбатском доме, где он провел детство и юность. Закончу словами Юрия Павловича, его заветом: "Время нынче очень уж серьезное, и надо нам всем, хоть напоследок, нравственно обняться." Один из членов жюри — Владимир Новиков — подчеркнул, сколь важное значение имеет премия имени Аполлона Григорьева в условиях активного наступления "бульвара", когда главным литературным жанром становится критика, а сама литература — литературой культурного меньшинства.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *