Пляски на костях Собчака

У любого политика есть достоинства и недостатки. Любого трибуна толпа сначала готова носить на руках, а потом побить камнями. Толпе угодить очень трудно. Особенно трудно защитить от толпы того, кто уже мертв. Человека давно нет, а память все попирается ногами толпы...

Петербург времен Собчака — город, обретающий имперское величие. Город голодный со времен перестройки, с обсыпающимися фасадами, с мечтами о превращении в банковскую и туристическую столицу, с головокружительными перспективами и мэром, которого знают во всем мире. Мэром, который вернул городу имя...

Сам Собчак, появляющийся на многочисленных приемах и праздниках — представительный, раскованный и доступный — где-то там, позади, осталась охрана, а он поднимается по ступеням дворца в толпе журналистов.

Всем было стыдно, когда его не избрали. Даже тем, кто поддерживал мэра и голосовал за Собчака. Это был первый удар города по своему мэру. Второй был нанесен тогда, когда его стали бояться — вдруг что скажет... И мэра прогнали... Он жил в Париже и не мог себе позволить вернуться. Потом вернулся и умер.

На могилу проститься пришли все. Даже те, кто травил. Но на этом не кончилось. Мемориальную доску Собчака осквернили. А теперь — практически начались пляски на костях Собчака по поводу того, что вдова Собчака заказала Шемякину памятник.

Считают какие-то деньги, которые якобы приказано "отстегнуть", рассуждают о недостойном искусстве Шемякина, клеймят Шемякина за то, что тот беседовал с Путиным касательно памятника. И как скульптор Шемякин стал нехорош из гения превратился едва ли не в попрошайку "праздничных" денег...

Да, Путин выбрал фотографию, с которой Шемякин будет ваять памятник. Из Фонда памяти Собчака будут перечислены деньги. Шемякины дружил с Собчаком в Париже, Путин считает его Учителем. Где повод для плясок? Повода нет, так что пляски продолжаются просто без повода.

Петербуржцы, справедливо осуждая вакханалию по установке памятников к 300-летию города, догадались перечислить памятник мэру в одном ряду с предполагаемым памятником...пальто. "Установка объектов монументального и декоративного искусства превратилась в СПб. В спорт... Дошло до того, что осенью 2001 г. группа сотрудников некоего ателье настаивала на установке на пешеходной линии Васильевского острова рядом со своим учреждением памятника пальто: очевидно, оно бы висело над постаментом и пустым рукавом указывало на входную дверь. Пока эта гофманиана не состоялась, но все впереди...

Завершена работа над интересным памятником Блоку (Е. Ротанов), но пока нет денег; готовятся памятники Ахматовой (Г. Додонова), Лесгафту (Валентин Иванов), бюсты Баха и офтальмолога С. Федорова (оба — Л. Лазарев), абстрактная композиция "Серебряный век" (В. Мельников, А. Горин), памятник жертвам радиационных аварий и катастроф (В. Бухаев)... Памятник Ивану Баркову с сильно выступающей под одеждой известной частью (для изготовления Баркова из Псковской обл. доставили бронзовую статую Ленина с отбитыми пальцами, носом и кепкой, которую переплавят в монумент великому похабнику) пополнит коллекцию петербургского кича (его промоутирует активный уролог, на приеме у которого, наверное, побывали все начальники, так что за Баркова можно быть спокойным). Собираются ставить памятник Собчаку позади Смольного собора, бюст хоккеиста Вс. Боброва в Сестрорецке, памятник всем погибшим морякам в Кронштадте, памятник Женщине, памятник Матери... Еженедельно озвучивается новый проект. Из дипломатических подарков, эстетическое значение которых, как правило, нулевое, уже известны памятник Низами (Г. Бабаев) к приезду Г. Алиева, какому-то американскому адмиралу к приезду Дж. Буша, Дж. Вашингтону (в подарок от США) и четыре бюста итальянских архитекторов (в подарок от Италии) к 300-летию как таковому. А сколько еще всего обнаружится в кустах... У анекдотической эпидемии свои законы."

Мы ненавидим людей за то зло, которое им принесли, и любим за то добро, которое для них сделали.

Петербургу не за что любить Собчака.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *