Выплата внешнего долга для России - не самоцель

Касьянов предлагает снижать налоги за счет ликвидации профицита бюджета
Дало ли предпринятое властями снижение налогов в России какой-нибудь заметный экономический эффект или нет? Аналитики и представители бизнеса до сих пор не могут прийти на этот счет к единому мнению. Похоже, эффект, если он и есть, то намного ниже, чем рассчитывали власти. Более того, в конце прошлого года между президентом Владимиром Путиным и премьером Михаилом Касьяновым даже вышла на этот счет небольшая, но принципиальная перепалка. Путин сказал, что снижать налоги власть больше не будет. И так снизили практически до предела прочности экономики. Касьянов же наоборот — сказал, что снижали, и будем снижать. И нет никакого другого пути для стимулирования роста и развития в экономике. Причем и разные правительственные ведомства по этому вопросу умудрилось также занять противоположные позиции. Минфин поддержал президента, а Минэкономразвития — премьера. Во время сегодняшнего заседания правительства стало понятно, что страна все-таки пойдет по второму пути, и налоги будут снижаться.

Михаил Касьянов сегодня предложил членам своего кабинета довольно оригинальный способ компенсации потерь от дальнейшего снижения налогов. Причем подвел под свои предложения основательную базу, способную изменить всю бюджетную политику страны. По мнению Михаила Касьянова, федеральный бюджет должен формироваться без учета необходимость выплачивать внешний долг. "Мы не можем изымать деньги из экономики, откладывая их на всякий случай", — сказал по этому поводу глава правительства. Иными словами, премьер предложил отказаться от практики обязательного профицита бюджета, а сам профицит принести в жертву дальнейшему снижению налогов.

По его мнению, изъятие из бюджета профицита для осуществления долговых платежей 1% ВВП позволит уже в ближайший год снизить НДС на целых 3%. При этом за последние 3 года снижение налогового бремени и так составило 3% ВВП. Тем не менее, Михаил Касьянов считает необходимым принять комплекс дополнительных стимулирующих мер в этой области. "Налоговая реформа должна стать эффективным механизмом воздействия на экономику, эффект от которой может появиться в самом обозримом будущем", — подчеркнул премьер.

Понятно, что такого рода программные заявления как раз накануне возможной войны в Персидском заливе, не могли прозвучать случайно. Аналитики также не пришли к единому мнению, насчет того насколько падение мировых цен на нефть в результате войны США и Великобритании с Ираком губительно для экономики России. Количественно преобладает убежденность, что падение цен способно, если не ввергнуть нашу страну в новый дефолт, то, по крайней мере, сделать исполнение бюджета на нынешний год абсолютно невозможным. Так на днях президент Комитета международного культурного, научного и делового сотрудничества с Ираком, бывший министр нефти России Юрий Шафраник, находясь в Багдаде, заявил, что если цены на нефть (в результате войны) продержатся в течение трех месяцев ниже 15 долларов за баррель, то в России легко может повториться 1998 год.

Но очевидно, в правительстве уверены, что не предстоящая война, ни увеличение курсовой разницы между долларом и евро, не способны нанести экономике страны невосполнимого урона. Не исключено, что уверенность в завтрашнем дне правительству внушает как никогда большие золотовалютные резервы Центробанка. Так или иначе, правительство все же зарезервировало себе этот год для того, чтобы еще раз как следует все обмозговать. Выступая перед российскими СМИ после сегодняшнего заседания правительства, первый зам главы Минфина Сергей Шаталов заявил, что дальнейшее снижение налогов начнется не раньше, чем с 1 января 2004 года. То есть, если что-то пойдет не так, как намечалось, правительство еще вполне успеет отказаться от своих планов. Причем, по его словам, в ближайшие три года налоговое бремя будет снижаться не больше, чем на 1% ВВП в год. При этом планируется также реформировать систему имущественных налогов и изменить систему администрирования по налогу на добавленную стоимость (НДС). Новые правила позволят экспортерам быстрее получать возврат НДС. Будут погашены также задолженности бюджета перед экспортерами, отметил Шаталов.

Он сообщил, что будут увеличены также вычеты по подоходному налогу с физических лиц при приобретении жилья и налоговые льготы для организаций. В частности, при покупке нового оборудования или недвижимости со сроком полезного использования более пяти лет 25% их стоимости планируется сразу относить на расходы. Тем самым будет снижена налоговая база и в распоряжении организаций останется около 67 млрд. лишних рублей.

По словам Шаталова, уже в апреле этого года будет определен срок начала снижения ставки единого социального налога. Он отметил, что первоначально планировалось к 2005 году снизить эту ставку на 5%. Однако премьер-министр Михаил Касьянов предложил не откладывать такое полезное дело, и за счет сегодняшней благоприятной внешней конъюнктуры изыскать возможности для снижения ставки уже в 2004 году.

По предварительным подсчетам, в результате уменьшения единого социального налога бюджет недополучит от 100 до 170 млрд. рублей, а отмена налога с продаж приведет к бюджетным потерям еще 70 млрд.

Обсудить