Встречались два соавтора...

Итак, впервые за последние 30 лет в Россию прибыл с визитом президент Пакистана. Собственно говоря, в том, что переговоры на высшем уровне между Москвой и Исламабадом до сих пор были весьма редки, нет ничего удивительного. Как известно, во времена войны в Афганистане Пакистан более чем активно поддерживал афганских моджахедов, что отнюдь не способствовало развитию отношений с СССР. Но и после окончания войны, и развала Советского Союза, руководство обеих стран не спешило бросаться в объятия друг друга с клятвами предать забвению прошлое. Тем более что Россия продолжала следовать традиции СССР и сохранять дружеские отношения с Индией, которая также не изменяла традициям и конфликтовала с Пакистаном по любому поводу, но в первую очередь, конечно, из-за Кашмира. И, судя по всему, до недавних пор Москва не видела особой нужды делать шаги навстречу Исламабаду. Впрочем, это же утверждение касается и Пакистана.
Но все поменялось, когда и Индия, и Пакистан обзавелись ядерным оружием. А поскольку напряженность в отношениях между двумя странами величина постоянная и мало изменяющаяся (разве что в сторону обострения конфликта), то продолжать безоглядно ориентироваться только на Индию было бы не совсем осмотрительно. В конце концов, Пакистан тоже играет важную роль в южноазиатском регионе.
Еще более роль Пакистана увеличилась после начала антитеррористической операции в Афганистане. Поддержав Соединенные Штаты, Первез Мушарраф получил индульгенцию за свои прошлые грехи (напомним, что к власти пакистанский президент пришел в результате военного переворота). Первое время, пока в Афганистане шли бои, Пакистан был обласкан вниманием Вашингтона. Однако по мере того, как были разгромлены талибы, Соединенные Штаты все меньше стало интересовать, что же происходит в Пакистане.
К тому же Вашингтон явно недоволен тем, что Первез Мушарраф никак не может совладать с группировками радикальных исламистов, периодически устраивающих теракты против иностранцев, в том числе и граждан США. Да и прошлогоднее противостояние с Индией явно не пошло в актив Исламабада (впрочем, и Дели тоже).
Как бы там ни было, но похоже на то, что пакистанский президент пытается заручиться поддержкой не только Вашингтона, которому в любом случае сейчас не до Пакистана. Евросоюзу Пакистан тоже пока не слишком интересен. С Китаем у Исламабада и раньше особых проблем во взаимоотношениях не было. Как начали две страны сотрудничать на почве неприязни к Индии, так и продолжают делать это до сих пор.
Но одной поддержки Китая Первезу Мушаррафу, стремящемуся поднять авторитет своей страны, явно недостаточно. И пакистанское руководство выразило готовность наладить сотрудничество с Россией. Во время переговоров с президентом России, пакистанский лидер предложил Владимиру Путину стать «соавтором новой книги» в отношениях между двумя странами.
Круг обсуждаемых в Москве проблем не сказать, чтобы очень уж обширен. Но зато и переговоры посвящены конкретным сторонам двусторонних отношений. Прежде всего, Москву и Исламабад интересуют экономические связи. Пакистан ищет новые рынки сбыта своей сельскохозяйственной и текстильной продукции. И, разумеется, Исламабад очень интересуется российским оружием. Сейчас, как известно, основным покупателем военной техники российского производства в регионе является Индия (чем Исламабад всегда был не особенно доволен). Достаточно сказать, что торговый оборот между Россией и Индией только в сфере вооружений достигает 1 млрд. долларов. Тогда как весь торговый оборот между Россией и Пакистаном не превышает 100 млн. долларов. И это притом, что, по подсчетам российского Минэкономразвития, торговый оборот между двумя странами в прошлом году увеличился на 118% по сравнению с 2001 годом (правда, эти данные касаются только периода с января по сентябрь 2002 года).
Кстати говоря, накануне визита президента Пакистана, Владимир Путин побеседовал по телефону с индийским премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи. По официальным сообщениям пресс-службы российского президента, эту беседу можно рассматривать как «сверку часов» накануне визита Первеза Мушаррафа. То есть Исламабаду явно не приходится рассчитывать на то, что нынешние переговоры как-то повлияют на традиционно крепкие связи между Россией и Индией. Впрочем, Первез Мушарраф прекрасно понимает, что вбить клин в российско-индийские отношения у него вряд ли получится. Скорее всего, он на это и не рассчитывает. Тем более что если Исламабаду удастся уговорить Москву уделять больше внимания сотрудничеству между двумя странами в военной сфере, то объясняться с Индией придется России, а не Пакистану.
Еще одной стороной двусторонних отношений является совместная борьба с терроризмом. Ранее Москва неоднократно жестко критиковала пакистанские власти за их нежелание противодействовать вылазкам экстремистов, в частности, в Кашмире. Но сейчас российская позиция по этому вопросу несколько смягчилась и стороны даже договорились создать совместную рабочую группу по противодействию международному терроризму.
Перед своим визитом в Россию Первез Мушарраф заявил и о возможности присоединения его страны к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Напомним, что в настоящее время в эту организацию входит шесть стран – Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Пополнится ли список еще одним участником, пока сказать трудно. С одной стороны, Пакистан вполне может рассчитывать на поддержку Китая. С другой – Россия тоже вряд ли станет возражать, но ей опять-таки придется учитывать мнение Индии по этому вопросу.
В общем, если Россия и Пакистан действительно заинтересованы в развитии двусторонних отношений не на словах, а на деле, то для этого придется преодолеть массу проблем и сложностей. Но с другой стороны, предложил же пакистанский президент написать «новую книгу»… Посмотрим, будет ли она захватывающей…
Фото в анонсе: Первый канал

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить