Буратино, Карабас и Папа Карло

В списке страстей человеческих собирательство — одна из величайших. Деньги, атрибуты власти, даже любовь многие умудряются именно коллекционировать, умножая сокровища, услаждающие душу. Но мы поговорим о коллекционерах...кукол, игрушек, к которым, казалось бы, привязаны только дети, и которые вдруг стали манией людей очень солидных и взрослых. Может быть, оттого, что куклы — маленькие копии людей, любовь к ним так трогательна, порой безрассудна и жертвенна... Коллекция кукол — удовольствие изысканное, дорогое, требующее специальных знаний.

Как мир играет в куклы
В мире существует гигантская и серьезная "кукольная тусовка": музеи и галереи, конференции и семинары, новые имена, новые материалы, общества и собрания, посвященные куклам. Кукломании отданы десятки солидных журналов Америки и Европы. Так, существует газета, целиком посвященная обмену куклами знаменитой Мадам Александер: цены на них доходят до $3000, но собирателей это не останавливает...

Кукольные выставки-продажи всемирны и многомиллионны. Кукольная промышленность растет и набирает обороты. Брюс Виллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долларов. Принцесса Диана продала бесценную коллекцию кукол в пользу неимущих детей — многие теперь обеспечены на всю жизнь! Мягкие, тряпичные куклы Лизы Лихтенфельс выставляются в Лувре.

В США количество собирателей кукол превысило количество филателистов...

Мастер и Буратино
В 1956 г. художница Аннетт Химштедт сделала первую художественную фарфоровую куклу, положившую начало коллекционному куклоделию и, кажется, всей кукломании. Химштедт — признанный туз в этом мире. Ее куклы — изысканные рыжие девицы с широко поставленными глазами и кучей фарфоровых безделушек (даже чулочки, чепчики, столики, книжки и т. д.)

Сейчас в мире всего около 200 куклоделов, мастеров высочайшего класса, создающих свои шедевры в единственном экземпляре (one-of-a-kind). Они используют специальные "кукольные" пластики: цернит, фимо, эфапласт, иногда — фарфор. Цена уникумов — до 55000 долларов.

Другие художники делают кукол ограниченными тиражами до 50 экземпляров, но чаще — от 10 до 20. Тираж заявляется в ежегодном каталоге, а затем форма, в которой они отливались, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Выполняются куклы по мере поступления заказов и их может оказаться всего 5 или 6. Излюбленный материал — фарфор. 90% коллекционеров собирают именно их.

Коллекционных кукол от 500 до 5000 экземпляров производят и крупные фирмы, покупая дизайн у авторов и тиражируя их из фарфора и винила (от 100$, редко — до 2500$). Вальстерхаузер — старейшая немецкая фирма, единственная, использующая материал биггидур, формула которого засекречена. Эти куклы неотличимы от фарфоровых, но совершенно не бьются.

У любой коллекционной куклы на затылке или на спине есть маркировка с именем мастера, тиражом, порядковым номером и прилагаемый сертификат.
Кукла без маркировки — подделка или не имеет коллекционной ценности. Ну, кроме, пожалуй, кукол Хильдегард Гюнцель. Великая немка не маркирует свои работы — их невозможно подделать! Она просто выдает к куклам сертификаты со своей подписью.

Играть по-русски
У нас кукольная эпидемия началась сравнительно недавно. Но мистически живой и хрупкий кукольный народец уже покорил не одно российское сердце. Появились и отечественные имена в мировой куклодельческой элите: например, Татьяна Баева. Ее специализация — небольшие куколки редкой выразительной мощи. Она единственная, кто с одинаковым мастерством делает не только детей, но и стариков. Цены ее шедевров — от 2000 до 6000 долларов.

Кукол Анны Гилленберг одевают Юдашкин, Зайцев и Бартенев, ходят слухи, что скоро выйдет и журнал о куклах на русском языке, есть в столицах и элитные клубы коллекционеров.

Впрочем, кукольный мир не чужд демократии: кукол любят и в провинциях.

Уникальна, например, коллекция народной куклы ижевчанки Елены Поповой — известного удмуртского этнографа, собранная автором в дальних экспедициях по Удмуртии, Уралу и Сибири. Ее куклы сделаны безвестными художниками-самоучками, из природных материалов, их эстетика и денежное выражение стоимости не сопоставимы с персонажами дорогих элитных коллекций, но для науки это поистине драгоценное собрание.

В Петербурге выставлялись авторские куклы из пластика бывшей ижевчанки художницы Инны Бобровой и имели успех. Наконец, в городе появились не только конвейерные куклы в детских магазинах, но и привозные авторские — в художественных салонах. Говорят, идут нарасхват.

Газета "Центр" (Ижевск)

Обсудить