Тут НАТО делать нечего ваще...

20-я гвардейская дивизия загадала всем нам трудную загадку. Принято считать, что российские клубы играют в плохой футбол потому, что у них мало денег. Они не могут позволить себе купить ни Зидана, ни Бэкхема, ни Роналдо. Зидан стоит 30 миллионов и забивает. Егор Титов стоит один миллион и не забивает. Это мнение почиталось за истину до 31 июля 2003 года. После указанной даты на него можно "наплевать и забыть".
Принято считать, что американская армия разгромила армию талибов в Афганистане и войска Хусейна в Ираке, потому что американский сержант получает больше афганского генерала. Русская армия потерпела поражение в первой чеченской войне и никак не может завершить вторую потому, что русский сержант воюет за харчи. Жив — накормят, умер — закопают. До 31 июля это мнение было распространено столь же широко, как и первое. Теперь его придется пересматривать.

31 июля души всех великих русских стратегов — от Суворова и Кутузова до Лобановского и Бескова — веселились и ликовали на небесах. В этот день 20-я гвардейская дивизия проводила в районе населенных пунктов Песковатка — Вертячий крупномасштабные учения, которые по наступательной мощи, технической виртуозности и душевному подъему соизмеримы с легендарной победой киевского "Динамо" над мюнхенской "Баварией" летом 1974-го и московского "Спартака" над сборной Бразилии на "Маракане" в июне 1981-го. Тогда мы их всех сделали при зарплате 200 советскими рублями!

20-я гвардейская сделала то же самое при зарплате, которая в пересчете на советские рубли втрое, а то и вчетверо меньше. Последний раз соизмеримые учения проводились в стране в 1988 году. Впервые за 15 лет русская армия заработала на всю катушку, спутав все наши устоявшиеся представления о соотношении зарплаты, Родины и победы.

Прямо скажем, с зарплатой в нашей армии — "швах". Боевой капитан, имеющий опыт участия в военных действиях, получает 4-4,5 тыс. рублей. Под его началом сотня людей, за жизнь которых он отвечает. У него семья, для которой он вынужден снимать дешевый угол с тараканами, потому как на съем однокомнатной квартиры у него денег нет. В его ведении отработавшая свой срок военная техника, на которой он должен выполнять боевые задачи. У него нервы, потому что его сверстники, сделавшие карьеру в бизнесе, смеются над его ранами и его неудавшейся жизнью. У него головная боль из-за того, что он не поймет, ради чего он тянет эту лямку из пота и крови.

Еще хуже 18-летнему щенку-мальчишечке, тщедушному, с кривым позвоночником, интеллектом, затуманенным пивом, мышцами, годными для игры только в компьютерные войны. Каково ему, запуганному фильмом "ДМБ", рассказами о неуставных отношениях и зверствах "дедушек", каково ему идти в армию на труд, страдание и возможную погибель? Кому он должен идти служить, если он точно знает, что армия и Родина существуют у нас независимо друг от друга? Что в последнее десятилетие служба в армии перестала быть службой Родине. Он знает, что случилось с майкопской бригадой в первую чеченскую войну. И он не может понять, зачем ему идти на позор, смерть и унижение, если Родина даже не заметит его подвигов. И пусть этот мальчик, надев погоны и опоясавшись ремешком, не получает денег, как не получал он их 15 лет назад.

Дело не в деньгах. Просто тогда, в Афганистане, Родина спрашивала с командиров за каждого погибшего солдатика. А теперь она выводит в маршалы людей, угробивших тысячи "майкопцев" вместе с их командирами. И не только "майкопцев". На фиг ему служить такой Родине?

В этом все дело. Дело в Родине, а не в зарплате. Будет Родина, будет и зарплата. Но откуда же ее взять, эту Родину? Армия стонет и загибается не потому, что командиры дураки и денег не платят. Дайте людям возможность послужить Родине, и армия поднимется. Но кто же вам это даст, кто позволит, если сами не прорветесь? Надо идти на прорыв, как это сделала 20-я гвардейская дивизия и приданные ей соединения. Надо поработать на Родину "за так", и, глядишь, она появится. Другого пути у нас все равно нет. Конечно, это максимализм, конечно, смахивает на утопию, но Родина у нас от века держалась максимализмом. А в 43-м в Сталинграде был не максимализм? А в 45-м в Берлине — не утопия?

Это было красиво и беспримерно. Утром 31 июля дивизия начала артподготовку по первой линии обороны противника. В район учений было стянуто 8,5 тысячи личного состава округа и 1600 единиц боевой техники. И вот вся эта махина умно и вдохновенно начинает работать по врагу.

Первая линия обороны, вторая, третья. Противник, сволочь, сопротивляется отчаянно. У него амбиции и зарплата, у нас Родина и... тоже Родина. Он по нам самолетами, мы по нему средствами ПВО. Он нас танками, мы по ним артиллерией. В районе учений было развернуто 1600 целей, из них 300 — движущихся. Наши СУ-24 гасят огневые точки в глубине обороны противника. За ними на добивание идут МИ-26. 255-й и 242-й мотострелковые полки при поддержке отдельного танкового батальона переходят в наступление.

Но противник не дурак, у него в запасе за спиной неприступная линия обороны на правом берегу Дона. Он зарылся глубоко в землю, пристрелял ориентиры, расставил на высотах огневые точки, налепил бетонные доты и сидит себе, жрет импортную колбасу и считает зарплату. Наши мотострелки бросаются на него с левого берега при поддержке все тех же СУшек, Ми-24 и русского мата. Пока танки и БТР форсируют реку вплавь, саперы в считанные минуты наводят понтонную переправу. А когда десантно-штурмовой полк высаживается и начинает "колбасить" противника с тыла, становится ясно, что дело кончено. Грохот артиллерии умолкает, и над Доном ненадолго повисает звенящая тишина. Ненадолго. Спустя полчаса над рекой раздается ужасающий взрыв, раскаты которого наверняка услышали жители Ростова и Воронежа. Это наши воины решили напоследок продемонстрировать побежденному врагу свой новый плавающий танк "Спрут", умеющий стрелять прямо на воде. Удивительный танк. Это ж каким великодушием надо обладать, чтобы воевать с врагом старой, еще советской техникой, а новый танк держать в резерве исключительно для бескорыстного эстетического удовольствия? Герои! Вот на такие учения надо привозить старейшин воинственных кавказских племен, чтобы они потом рассказывали лицам своей национальности о том, что есть в России такая удивительная дивизия, рядом с которой НАТО "делать нечего ваще". Не говоря уже о самопальных боевиках из Чечни и стран мусульманского зарубежья.

Спасибо гвардейцам. Своим каторжным трудом во время учений они показали нам впервые за много лет кусочек Родины. Они сыграли великолепную игру и победили при зарплате меньшей, чем была даже у Олега Блохина и Федора Черенкова. После окончания учений лица всех воинов — от командира дивизии генерала-майора Моисеева до последнего рядового — были одинаково измордованы и одинаково счастливы. А что может быть лучше, когда генерал и рядовой связаны одной дикой и честной усталостью? Я спросил одного из 20-летних героев, у которого после завершения учений телевизионщики брали интервью: "От чего у тебя дрожат руки, от волнения перед телекамерой или от усталости?" Его ответ был абсолютно точен: "Конечно, от волнения. У солдата от усталости руки дрожать не могут". А с виду этот солдатик выглядел наивным простачком. Вот так вот: умное и правое дело превращает всех его участников в умных и правых людей.

31 июля русской армией в районе Песковатка — Вертячий была одержана победа, соизмеримая с победой в Чечне. Не дожидаясь повышения зарплаты, армия с размахом и всерьез заработала на Родину. Если она будет работать и дальше, Родине придется выбирать, кто ей ближе и милей: сырьевые олигархи на "Мерседесах" или нищие русские капитаны. И не дай Бог, если Родина в очередной раз ошибется.

Андрей ШИШКОВ
День за Днём