Публичная казнь в центре Москвы

Убийство мечты

Услышав имя "Лужков" потомки спросят: "Это тот, кто построил копию храма ХIХ века и сломал подлинный шедевр века ХХ?". Мэр столицы уже принялся за разрушение гостиницы "Москва" - памятника советской мечты 1930-х годов.

Гостиница "Москва" начинается уже в метро. Поворачивающий полукругом влево выход со станции "Охотный ряд" выводит вас из дверей гостиницы, над которыми с начала ее существования написано, что за ними — "метрополитен имени В.И. Ленина". И мавзолей, и эту гостиницу строил Щусев, что уже звучит для людей, разбирающихся в архитектуре ХХ века, интригующе. Но столичная власть отвергла все аргументы искусствоведов и защитников советского архитектурного наследия из Москомархитектуры и вынесла вердикт — "памятником не считать".

Между тем, в любой хрестоматии для архитектурных вузов в качестве примера стиля ар-деко приводится в первых строках именно гостиница "Москва". Не случайно первую ее (левую и лицевую) очередь строили пять лет — с 1935 по 1940 гг. Архитекторы А. Щусев, О. Стапран и Л. Савельев создавали гостиницу с самого начала как памятник, как "новое чудо света" советского времени. Но пришло время другое, когда прежде очевидное стало не просто спорным, но легко опровергаемым теми, кто хозяйничает в столице. Они создали несколько мифов, которыми аргументируют необходимость сноса гостиницы.

Миф первый: "никакой архитектурной ценности"

Да, таблички на фасаде гостиницы, которая бы говорила, что это памятник архитектуры, вы не найдете. Известно, что эти таблички без ведома городской власти не появляются. Не нужна — не висит. Но после того, как вы оказываетесь внутри гостиницы, всякие сомнения относительно ее архитектурной ценности исчезают. Здесь и без экскурсовода-специалиста можно понять, что имеет ценность. Нашим экскурсоводом стал, по просьбе дирекции, Алексей, служивший здесь до последнего времени при пожарной охране.

- Что, решили напоследок запечатлеть то, что разрушают? — спросил он нас. — Опоздали вы, ребята, уже ломают, всего не увидите...

Мы поинтересовались, как, мол, так? Но вскоре сами увидели: в левом крыле, в потолке каждого этажа уже пробиты квадратные бреши, в них вделан дощатый короб, по которому с верхних этажей сбрасывают обломки. Алексей прямиком повел нас в ресторан "Москва", расположенный в самом сердце здания, его окна — за колоннадой фасада. Вот здесь-то мы и остолбенели.

Ресторан "Москва"

Колонны ресторана на 1172 места отделаны снизу доверху ярко-зеленым малахитом и темно-синим лазуритом (из которого древние иконописцы изготавливали особую лазоревую краску для образов). Ровный, ладный паркет ресторана сохранился полностью, его характерный дубовый запах ощущался в пустом помещении. С потолка на нас глядят громадные люстры, окантованные темно-синим стеклом, своим шиком затмевающие любое дореволюционное дворцовое убранство. Не ресторан, а бальный зал.

Но вот находка номер один. В центре зала на потолке особая роспись: небо над страной Советов, со сказочным салютом, украшенное аббревиатурой "СССР", серпом и молотом и названием гостиницы. В неоновом свете — рабочие со знаменами, сталелитейщики, колхозники, карнавальное веселье, гимнасты, девушка на качелях, крепления которых теряются в вечернем небе. Картина сильно потускнела, ее пытались реставрировать, но не осилили. Потолок над люстрами расписан в неоклассическом стиле. Алексей ведет нас в мраморный зал, находящийся справа от ресторана:

- Тут была комиссия, много их ходило. А что толку? Все равно ломают уже. Эта комиссия сказала, что потолок мраморного зала попытаются разобрать. А как его разберешь — он же единая плита. Строили-то на века, не то, что теперь...

Изумление просвещенных иностранцев

Да, этот зал, хоть и меньше ресторана, но ценен не менее его. Во-первых, стены — сплошной мрамор. Бледно-розовый, кремовый. Паркет, как и везде, дубовый. В каждом помещении, коридоре он имеет свой рисунок кладки и нередко разные оттенки. Смотрим на потолок. Здесь в квадратных рамах изображены символы архитектурных завоеваний 30-х: здание Совета Народных Комиссаров (Госдума), павильон СССР на выставке в Париже 1937 года, улица Горького с памятником Советской Конституции, шлюз канала Москва-Волга, театр Красной армии, станции метро "Кропоткинская" и "Арбатская", Крымский мост и... сама гостиница "Москва".

- Представитель фирмы "Хьюго Босс", проводивший здесь весной свое дефиле, — сообщает Алексей, — долго ходил и любовался, говорил: "Большой стиль, большой стиль...", а потом спросил: "У кого же поднимется рука это все разрушить?". У кого? У нашего Лужкова! Этот "Иван" не только родства, он и названия своей страны-то не помнит. Все американцам продал. Ломайте на здоровье...

Оноипонятно: культурным иностранцам после холодных, бездушных интерьеров "Мариотта", "Хилтона", "Холидэй Инна" наша "Москва" кажется райским уголком. Кстати: инвестиционный проект правительство Лужкова отдало американской "Декорум корпорейшн", которая никаких гарантий по сохранению внутренних богатств гостиницы, ее интерьеров и бесценной отделки, конечно, не давала. Речь шла только о сохранении "силуэта" гостиницы. Ох, и поживится же кто-то на продаже "внутренностей" "Москвы"!

Мы поднимаемся по широкой лестнице кремового цвета.

- До четвертого этажа она из мрамора: ее перевезли сюда из старого Храма Христа Спасителя, перед тем как его сломать, — говоритАлексей.

Выходим на 8-й этаж. Потолок каждого этажа гостиницы, с типичными для-ар деко полукруглыми плафонами, выкрашен в свой цвет, повторов нет. Красивая даже и в преклонном возрасте, консьержка этого этажа ведет нас в полулюкс. Сообщает, что в каждом таком номере стоял рояль, висели картины-подлинники, как и в вестибюле каждого этажа.

Ничего с 30-х годов тут не менялось, никаких капиталовложений в гостиницу не делалось. Но и в таком виде она величественна: дубовые двери, тяжелые медные ручки, мраморная отделка внутри номеров, двойные входы в ванные комнаты люксов и полулюксов: из холла и из спальни. (На одном этаже на двери даже сохранились исконные буквы: "Дамская комната".)

Спускаемся на первый этаж, где раньше проходила регистрация жильцов, и снова удивляемся: роспись потолка, имитирующая многоступенчатый рельеф. В венцах колонн барельефы: серпы и снопы колосьев, памятник Советской Конституции.

Да что там гостиница! Посетите гастроном "Охотный ряд", находящийся в этом же здании и взгляните на люстры (они словно бусы из хрустальных капель), на тонко расписанные золотом стены. Разве такое в цивилизованном обществе подлежит уничтожению? Европейцы такие архитектурные жемчужины реставрируют и показывают за деньги туристам. Лужков же — ломает. И отдает американским "варягам": мол, стройте, как там у вас полагается, чтоб, значит, не три, а пять звездочек — и в казну нашу чтоб доход был.

Миф второй: "гостиница ветхая"

Вице-премьер правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе утверждал, что гостиница рассыпается, что она строилась из шлакобетона и опасно такую рухлядь держать в центре столицы. С реальным опровержением этих слов столкнулись рабочие. Лужков, видимо вняв фантазиям Орджоникидзе, дал рабочим по два дня на разборку каждого этажа. С пятнадцатым этажом и открытым рестораном гастарбайтеры-таджики уже бьются две недели. Дубовый паркет, со времен Сталина пролежавший, вынуждены отбойными молотками дробить. Половина бригады уволилась: слишком велика физическая нагрузка и низка оплата. А люди мэра торопят: дело-то серьезное, нужно меньше шума, меньше пыли. При нас наверх поднимались новобранцы, казахи. Да уж, мэр, не успеешь — проиграешь. Скоро выборы, вдруг не выберут? "Гробовые" выколачиваешь из Москвы?

На 15-м этаже мы увидели, какой это "шлакобетон". Это самый настоящий железобетон. Даже перегородки номеров ломают с трудом. Ванные боксы и того крепче: здесь использовано двойное бетонирование с изоляцией (сетчатой прослойкой между двумя железобетонными пластинами) от основного помещения. С этими боксами гастарбайтеры бьются особенно долго.

Пир варваров

"Москва" стоит на "золотой" земле у самого Кремля. Вид первоклассный: Красная площадь и даже Кремль. Поэтому Лужкову выгоднее сломать "Москву", отдать иностранному инвестору эту землю, создать с ним совместное АО "ДекМос", посадить туда своих чиновников и стричь купоны. То, что этот архитектурный памятник есть культурно-историческое достояние нашего народа — чиновникам "по боку". Как сказано у классика: за 200 процентов прибыли капиталист идет на любое преступление.

Новый гостиничный комплекс займет 143500 м2 против прежних 97246. Чувствуете разницу? Какое тут сохранение изначального проекта! При этом, если сейчас жилая площадь гостиницы 51586 м2, то после "реконструкции" она станет — нет, не больше, а элитнее, то есть меньше и дороже — 40763 м2. Гостиница, как говорится, не для нас с вами. Президентский номер — 575 м2.

В центре Москвы творится казнь. Публичная. Казнят, расчленяют нашу культуру, нашу гордость. Ради западных стандартов комфорта стирают целую эпоху. За то, что так высоко вознеслась, шикарно и гордо отделана силами тех, "кто был ничем", но новым хозяевам не приносит дохода и не соответствует запросам заморских клиентов.

Антон ВОТРЕЧЕВ

Источник:
"Независимое обозрение"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/87/347/10738_hotel.html

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе