Пытка для матери

Когда родственники пришли в морг забрать маленького петрозаводчанина, оказалось, что тело малыша по ошибке выдали другим родителям...
О скандальных происшествиях, когда работники моргов умудряются перепутать тела умерших, наслышаны многие. Но всегда кажется, что такое может произойти где-то далеко и никогда не коснется тебя. На днях республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы доказало обратное. И похороны младенца девяти дней от роду для одной молодой петрозаводской семьи стали настоящим кошмаром.

"Помогите, мой ребенок не дышит!"

Для Артема и Ирины Швецовых рождение Данилы было долгожданным и счастливейшим событием в их жизни. Они в свои 24 и 22 года искренне хотели сына и с первых дней его появления в доме (а выписали молодую маму с ребенком уже на четвертые сутки) окружили младенца любовью и заботой. Ни у врачей, ни у родителей не было опасения за здоровье мальчика.

2 августа Даниле исполнилось девять дней. Артем с Ириной решили в этот жаркий субботний день впервые выйти с сыном на прогулку. Но не прошло и 10-15 минут, как родители заметили, что ребенок не дышит. Артем сразу же вызвал "скорую" со своего сотового, но ждать приезда врачей не могли ни он, ни жена. Страх за малыша бросил их к первой же попавшейся машине, которая повезла их навстречу желтой "скорой". Реанимационный автомобиль не остановился, когда молодой отец в отчаянии выскочил на дорогу и пытался привлечь к себе внимание. Тогда родители малыша помчались в ближайшую, на их взгляд, больницу.

— Почему мы поехали в Республиканскую больницу им. Баранова, — говорит Артем, — а не в Детскую республиканскую больницу, я не знаю. Мы ничего не понимали в тот момент. Когда мы ворвались в приемный покой, я кричал: "Помогите, мой ребенок не дышит". Мне казалось, что прошла целая вечность, пока девушка дозвонилась до врачей и они пришли за малышом.

Через какое-то время нам сказали, что все нормально, ребенок задышал. Но сидеть и ждать мы были не в силах. Сами пошли искать врачей, которые бы могли точно сказать, что с нашим сыном. И нашли. "Ваш ребенок умер", — сказал врач.

Ирине стало плохо. Но ни один работник больницы не подошел к рыдающей женщине, чтобы оказать помощь. А я же в это время вынужден был диктовать свои данные, которые записывали медики...

Похороните его завтра

Выходные для Швецовых превратились в кошмар. Убитые горем родители вынуждены были давать показания работникам прокуратуры. Все было как в страшном сне. И в этом страшном сне они готовились к похоронам. В понедельник вместе со своими родителями подготовили все необходимое, чтобы отправить малыша в последний путь. В этот же день Швецовы узнали, что у их ребенка был врожденный порок сердца. Если у здорового новорожденного сердце весит 24 грамма, то у Данилы оно было весом в 40 граммов.

Тело мальчика находилось в морге бюро судебно-медицинской экспертизы, располагающегося на улице Федосовой. Поскольку семья Швецовых не смогла себе позволить дорогостоящий траурный зал, то попрощаться с младенцем решили именно там.

— Помещение морга страшное, — говорит дедушка Данилы Федор Николаевич Швецов. — Только фильмы ужасов снимать. А ведь в этом морге лежат люди! Но здесь по-хамски относятся не только к умершим, но и к их родственникам.

Когда мы пришли в морг, чтобы одеть ребенка, двери траурного зала были нараспашку. Пришлось потерять немало времени, чтобы выяснить, где наш малыш. Ответ на этот вопрос дала заведующая отделом судебно-медицинского исследования трупов: "Вашего мальчика перепутали и увезли хоронить в Эссойлу". Что я испытал в эту минуту, не передать словами. Только и смог сказать: "Как же так?!" "Давайте вы его завтра похороните", — ответили мне. Я понимал, что если сейчас скажу об этом собравшимся хоронить маленького человека (а это в основном молодые ребята), от здания морга ничего не останется. Поэтому стал просить заведующую выйти к людям и все объяснить. Она отказалась, но пообещала, что через час тело нашего малыша привезут.

Кто виноват, того к ответу

О чем Федор Николаевич говорил родственникам и друзьям, пришедшим на похороны, он сейчас и сам не помнит. В результате молодежь штурмовать морг не стала, но терпение ей понадобилось железное. Оказалось, что ребенка к тому времени уже похоронили в Эссойле. И Швецовым пришлось ждать машину с телом мальчика более пяти часов. А что пришлось пережить тем людям, кто похоронил малыша, считая его своим, и на чьих глазах потом произошла эксгумация, остается только догадываться.

— К кому мы только не обращались за помощью в течение этих бесконечных пяти часов, — вспоминает дедушка Данилы. — Звонили дежурному по мэрии, в милицию... "Что вы хотите?" — спрашивали нас. А мы хотели похоронить нашего малыша по-человечески! Пять часов ожидания, и никто не принимал никаких мер. Зато приехали омоновцы. Видимо, работники бюро судмедэкспертизы вызвали их, опасаясь за свою жизнь. Но мы вели себя культурно, спокойно, корректно. Мы не хотели уподобиться тому хамству, в котором жили эти страшные дни.

Перед нами никто так и не извинился. Мы считаем, что уже в роддоме, не поставив правильный диагноз ребенку, допустили преступление. Потом в морге... Так сколько может человеческое сердце выдержать?! Как молодой семье жить дальше?

Данилу похоронили во вторник в пол- девятого вечера. Но, придав тельце своего сынишки земле, семья Швецовых не успокоилась. Артем и Ирина собираются подать в суд на родильный дом №1, пропустивший, по мнению родителей мальчика, врожденный порок сердца у Данилы, и на бюро судебно-медицинской экспертизы, принесшей немало страданий родственникам малыша. Специалисты последнего от каких-либо комментариев отказались, заявив, что сейчас идет служебное расследование, которое и установит виновных "в ошибочной выдаче трупа ребенка".

— Мы понимаем, — говорит отец младенца, — что Данилу нам не вернуть. Но нельзя оставлять безнаказанным то зло, которое нам причинили разные "специалисты". Я очень боюсь за здоровье Ирины. Она до сих пор не может прийти в себя. Наша семья уже никогда не будет такой счастливой, как прежде. И за это должны ответить все виновные.

Его погубило солнце?

По словам главного врача Детской республиканской больницы Людмилы Зариповой, причина смерти девятидневного петрозаводчанина Данилы Швецова отнюдь не порок сердца.

— Патологоанатом нашей больницы действительно выявил у Данилы Швецова врожденный порок сердца, — сказала Людмила Ивановна. — Внутриутробно его не было видно. Специалисты могли определить этот порок, сделав УЗИ ребенку в роддоме. Но это исследование делается далеко не всем новорожденным, а только по показаниям. У мальчика шумов в сердце не было слышно. Его врожденный порок проявился бы к 1-3 месяцам. Но не он стал причиной смерти. Ребенок умер от перегревания. На улице стояла страшная жара, в коляске было душно, вот больное сердце и не выдержало.

Для младенцев перегревание и переохлаждение — это страшные вещи. Я до сих пор вспоминаю трагический случай, происшедший с одной молодой мамой, когда я еще работала в Пудоже. Мы выписали женщину с младенцем домой, предупредив ее о том, чтобы она завернула малыша только в одну пеленку. Тогда погода была очень жаркой, а маме с ребенком нужно было ехать 60 километров на автобусе до родной деревни. Но женщина нас не послушала: малыш, завернутый в пеленку и байковое одеяло, кричал всю дорогу до дома. Мамочка его постоянно трясла, и он в конце концов замолчал — абсолютно здоровый младенец умер от перегревания.

Ну а винить кого-то в смерти маленького петрозаводчанина сегодня сложно. И молодые родители не знали, как опасны прогулки под палящим солнцем для их малыша.

Наталья ВИТИВА
Губернiя

Обсудить