Хранить свои деньги в чужих карманах - увлекательное занятие

Считается, что в доме повешенного о веревке не говорят. Не принято. Но это — если у повешенного остался хоть какой-нибудь дом. Пятилетие дефолта имени Кириенко — из числа тех юбилеев, отмечать которые не хочется в принципе. Но придется, поскольку многие серьезные специалисты сегодня упорно говорят о возможности нового дефолта в России. Дефолт умер — да здравствует дефолт! Так что присмотримся повнимательнее к покойному юбиляру.

Все началось с того, что правительство решило поиграть в финансовую пирамиду под названием ГКО — государственные казначейские обязательства. Государство брало деньги в долг у фирм и частных лиц и выплачивало им большие проценты. Настолько большие, что ряд серьезных экономистов сразу предсказал быстрый крах этой аферы. Действительно, полученные средства нужно было вложить в очень прибыльное дело, чтобы надеяться вернуть их с таким наваром. Однако ни одного подобного проекта у российского правительства за последние 10-15 лет не обнаружилось.

Короче, власть брала в долг отчаянно, латая как тришкин кафтан расползающийся по швам бюджет. Результат с каждым днем становился все очевиднее. Его очень точно предсказал автор знаменитой пирамиды МММ Сергей Мавроди, причем всего недели за две до рокового 17 августа 1998 года.

У отдельных наивных политиков, правда, оставалась еще надежда на пятимиллиардный кредит МВФ, который был выдан России для стабилизации финансовой ситуации. Но у "семьи" были на него другие виды. За сутки до объявления дефолта, в воскресенье(!), на даче(!) Борис Ельцин подписал распоряжение № 308-рп, по которому эти деньги направлялись сразу в Центробанк "без зачисления указанных средств на счета Минфина".

Специалисты до сих пор ужасаются, читая этот документ. Дело в том, что счета Минфина имеют строго фиксированные коды. И движение каждого рубля с этих счетов очень точно отслеживается и контролируется. А, попав в ЦБ, деньги как бы обезличиваются, ссыпаются в общий мешок, и проследить, куда они потом делись, практически невозможно.

В общем, эти 5 миллиардов долларов, которые могли бы существенно смягчить удар по нашей экономике, ищут до сих пор. Причем, ищет не российская власть, а швейцарская прокуратура. Отечественные VIP-персоны до таких "мелочей" не опускаются.

Тогдашний президент стал пенсионером, попав в специально созданную касту судебно неприкасаемых. А тогдашний премьер, он же "крестный отец" дефолта, стал полномочным представителем нынешнего президента в специально созданном федеральном округе.

Впрочем, перечислять можно еще долго. Суть же прозрачна: практически вся "вертикаль власти" образца августа 1998 года продолжает рулить Россией и поныне, никто никакой ответственности за дефолт не понес. А еще говорят, что в советской номенклатуре царила круговая порука...

Впрочем, речь не о том, что "на верхах" присутствует соблазн повторить уже однажды провернутую операцию — этот соблазн со времен "большого хапка" первичной демократии и гайдаровского "замораживания вкладов" присутствует там всегда. Похоже, ничем иным, кроме как "распиловкой" госбюджета и госактивов, нынешние правительственные чиновники заниматься не только не хотят, но и не умеют. Это — их призвание, их талант и зарывать его в землю они согласны только в Лондоне или швейцарских и прочих Альпах, на крайний случай — посреди каких-нибудь багамско-карибских оффшоров. Российская территория для вложения денег, видимо, им непригодна.

Но речь совсем о другом. Де-юре заявленный властями принцип отделения экономики от государства и "свободы рынка" де-факто выглядит так: все права чиновной "пирамиды" на доение национального продукта сохраняются и даже расширяются, но никакой ответственности за его объем и структурное развитие она не несет и нести не собирается. Разговоры насчет удвоения ВВП за десять лет никто всерьез не воспринимает: при постоянно осуществляемой правительством стерилизации денежной массы ожидать от российской экономики такой прыти, по меньшей мере, наивно.

Сегодня процентов восемьдесят наших "резервных" денег, а это уже 64 с лишним миллиардов долларов, сложены в зарубежных банках в виде казначейских обязательств США и тому подобных "ценных бумаг". То есть работают на американцев. Вообще, хранить свои деньги в чужих карманах — увлекательное занятие. Интересно, в Кремле догадываются, что может случиться, если они вдруг попробуют вынуть эти средства оттуда и вложить их сюда? Или не догадываются, а знают точно?

Достаточно вспомнить, что случилось в 1917 году.

Одна довольно крупная, чтобы не сказать — крупнейшая, страна мира обладала вполне самодостаточной, то есть в некотором роде автаркической экономикой и богатейшим золотым запасом. Успехи ее развития были таковы, что в стране по программе одного умнейшего человека ввели полную конвертацию национальной валюты на основе золотого стандарта. В результате ее природные богатства стали усиленно разрабатываться иностранным капиталом, а ее золотые деньги в качестве прибылей — усиленно вывозиться за рубеж.

Потом в этой стране разразилась небольшая революция. Хитрые люди из-за этих безобразий посоветовали главному руководителю этой страны — от греха подальше — переправить свои золотые запасы в зарубежные банки: еще и проценты капать будут! Проценты капали лет шесть, а там — мировая война, "большая" революция, крушение государства, расстрел государя... А золото те самые западные банки попросту присвоили — в счет долга и убытков своих граждан.

Нужно ли повторять сюжет истории-фарса? "Небольшая революция" в виде дефолта 1998 года была? А как же! Перевод золотовалютного запаса состоялся? Разумеется! Так что, граждане-товарищи, можете готовиться к "большой революции". Такой, что умыкание почти пятимиллиардного кредита МВФ и крах "пирамиды ГКО" покажется обвалом детских куличиков в песочнице.

Николай КОНЬКОВ, "Независимое обозрение"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/358/10771_default.html