Рука НАТО дотянулась до сибирских рек

В Академгородке встретились ученые "старой" Европы и "новой" Азии
Воспринимаемый в советские времена коварным и могущественным врагом блок НАТО и теперь для большинства сохраняет тень зловещности. Тем не менее три дня работавшая в Академгородке международная научная конференция "Трансграничные водные ресурсы: стратегия охраны и экологической стабильности" была организована именно при поддержке научного комитета НАТО. Круг участников со всей "старой" Европы — Великобритания, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Франция, ученые США и то, что называют сейчас "новой" Азией — Армения, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан. Именно ситуация в Центральной Азии и была в центре обсуждения.

Решать эти самые трансграничные проблемы приходится всем. Очень многие реки в своем течении пересекают территорию нескольких стран, поэтому государства вынуждены договариваться относительно распределения и использования, охраны водных ресурсов, действий в случае аварий и экологических катастроф. Пример — Дунай, в бассейне которого находятся тринадцать государств. Да и между странами Евросоюза, тоже, кстати, совсем недавно, в 2000 году, была принята общая Водная директива, детально регламентирующая использование водных ресурсов и меры, которые должны сделать их через пару десятков лет образцом экологической чистоты. Но и в благополучной Европе не так все гладко. Уже сегодня 31 процент ее населения не имеет доступа к качественной питьевой воде. Что говорить о государствах Азии и Африки, испытывающих острый и все усиливающийся дефицит воды. В недалеком будущем, по мнению ученых, проблема дефицита воды может стать для планеты острей современного терроризма, источником экономических и политических конфликтов. Так что действия требуются уже сегодня.

Страны Центральной Азии это уже почувствовали в полной мере. Пока "новые" государства находились в составе Союза, делить им было нечего. В общем порыве строились гиганты ГЭС, долины превращались в цветущие оазисы, действовали общие для всех правила и нормы. Теперь даже в выступлениях с трибуны конференции чувствовалась непримиримость конфликтов. "Нижним" - Туркменистану, Узбекистану — вода необходима прежде всего для орошения, у "верхних" стоят огромные ГЭС, требующие большого расхода воды в период пиковых нагрузок в зимний период. Тогда они и спускают водичку. В результате внизу зимой наводнения, а летом дефицит воды... и никаких попыток договориться. Азия-с! Кроме дискуссий по общим проблемам, конференция и ставила своей задачей, надо полагать, передать новым государствам опыт цивилизованной Европы.

Для нас трансграничные проблемы тоже не пустой звук. Иртыш, главный приток Оби, берет начало на территории Китая, а половина его течения находится в Казахстане. Из-за глубокой зарегулированности реки многочисленными казахстанскими ГЭС осложнен нерест рыбы, сократилось количество малых рек в омской пойме, что по засухе на полях почувствовали сельхозпроизводители. А самое главное — обилие загрязняющих выбросов предприятий Казахстана. Только ежегодный ущерб от аварий на объектах нефтепереработки составляет 260 млн рублей. И это еще при условии сокращения производства. Что будет, если предприятия заработают на полную мощность, подумать страшно. Старые очистные сооружения устарели не только морально, а новые не строятся. Есть кое-что и успокаивающее. Выступивший по этой проблеме профессор Юрий Винокуров из Института водных и экологических проблем СО РАН заявил, что, по многолетним наблюдениям состояния поверхностных и грунтовых вод, донных отложений, цезий-137, стронций-90, остававшиеся как память о взрывах на Семипалатинском полигоне, сегодня уже не обнаруживаются. Природа эту жуткую свою болячку залечила.

Ситуация с притоком Оби осложняется и разладом в системах российского и казахстанского мониторинга за состоянием реки. Мало того что существенно сократилось количество гидрометеорологических постов наблюдения, так у наших и казахстанских специалистов используются еще и разные, не согласующиеся друг с другом методики, системы интерпретации, разные стандарты. Что у них считается хорошо, у нас — из рук вон. Впрочем, по поводу Иртыша мы, кажется, договоримся. Академиями наук Казахстана и России сейчас разрабатывается совместный проект соглашения, который, как надеются ученые, должен быть подписан на встрече президентов Казахстана и России, планирующейся на октябрь в Новосибирске.

Всплыла на конференции и реанимированная мэром Москвы идея переброса в Азию вод сибирских рек. Председателем СО РАН академиком Николаем Добрецовым на пресс-конференции проект был оценен как изначально большая, глупая ошибка. Западные ученые на эту тему особенно не распространяются, мол, умерла так умерла, о чем говорить. Однако среди российских и азиатских ученых мнения относительно проекта отнюдь не однозначны. Публикацию об этом мы планируем на следующей неделе. В России возможно все, так что нелишне прислушаться к разным точкам зрения.

Лариса Веремьянина
Вечерний Новосибирск

Обсудить