ПЕРОМ И КИНЖАЛОМ (исповедь афериста)

В этом году впервые в практике налоговой полиции Бурятии к уголовному делу в качестве вещественного доказательства было приобщено произведение художественной литературы
Книга Саяна Санхядова «Записки афериста» была написана в то время, как ее автор и главный герой в одном лице находился под следствием за совершение описанного в ней преступления.

С самого детства Саян Санхядов, говоря его собственным языком, имел «неколебимое стремление к самовыражению». Он окончил улан-удэнскую среднюю школу № 3 с серебряной медалью, причем на год раньше, чем его сверстники. «Все его знакомые говорят: умный парень, очень умный», — вспоминает Павел Манзанов, начальник отдела управления по налоговым преступлениям МВД, ставший первым, кто начал расследовать дело Санхядова. В начале 90-х Саян закончил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве с красным дипломом и вернулся в Бурятию специалистом в области международных экономических отношений.

«Оказалось, однако, что столичный диплом никого не впечатляет, — пишет он в своей книге. — …Только через два месяца ему с трудом удалось устроиться бухгалтером». Но молодому человеку, выросшему на таких фильмах, как «Крестный отец» и «Однажды в Америке», герои которых добивались успеха, не особо выбирая средства, хотелось намного большего.

Хотелось вершить историю, хотелось своей волей определять события и поступки других людей. «Мы захотели — и сделали это!» Авантюрная романтика и жажда риска, жившие в его душе, заставляли Саяна грезить о подвигах. Но «вскоре он понял, что справедливости на свете гораздо меньше, чем цинизма». И Санхядов выбрал другую дорогу.

Что наша жизнь — игра

В то время Санхядов работал главным бухгалтером одного из крупных республиканских предприятий. «Повседневная жизнь затягивала и предвещала в перспективе стабильную работу, дом, семью, готовый ужин, тапочки, диван и телевизор. Выбраться из замкнутого круга… можно только при помощи Его Величества Случая, ибо только он определяет, кому выпадут тузы, а кому семерки». И однажды такой случай представился.

Как бухгалтеру, владеющему всей информацией о финансовых делах фирмы, Санхядову стало известно, что партнеры должны его организации крупную сумму денег — 800 тысяч рублей. (В книге эта версия звучит несколько иначе: герой, работающий в другом месте, узнает о долге от приятеля-аудитора. — Авт.)

Саян уговорил своего одноклассника Виктора (имя изменено) зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. А потом, связавшись с фирмой-должником, попросил ее директора перечислить долг на счет Виктора — якобы в качестве взаимозачета. (В книге герой покупает ворованный паспорт и регистрирует подложную фирму на имя его хозяина.) Тогда, в конце 90-х, такая практика была вполне обычной.

После того как деньги попали на счет, аферисты получили в банке наличные, а «предприниматель» Виктор был снят с налогового учета как «скончавшийся от сердечного приступа». Это-то и привлекло внимание налоговой полиции.

Живой труп

— Была получена информация, что он труп, — говорит Павел Манзанов, в то время работавший в налоговой полиции старшим уполномоченным по особо важным делам. — А было известно, что он живой. Начали проверять. Действительно, в загсе зарегистрирован факт смерти.

Дальнейшая проверка показала, что «скончался» Виктор сразу после того, как снял со своего счета 800 тысяч рублей. Пропажа денег уже была обнаружена ревизией, и Санхядова подозревали как главного бухгалтера. Но, поскольку присвоивший их предприниматель считался умершим, дело закрыли за недостаточностью улик.

Слабым звеном, казалось бы, безупречно продуманного предприятия оказалась справка о смерти предпринимателя. Она была фальшивой, и Манзанову удалось это доказать.
Виктора нашли и арестовали. По дороге в налоговую полицию он долго не мог понять, кто его задержал.

— Едем мы с ним, — вспоминает Павел Манзанов, — мимо Октябрьского отдела проехали, мимо Железнодорожного, мимо ФСБ… Привезли его к нам на Цивилева, он огляделся и говорит: «Так вот ты какой, ОБЭП!..»

В полиции задержанный «умерший предприниматель» дал показания о том, что автором и главным исполнителем аферы был его одноклассник Саян Санхядов.

И дым Отечества нам сладок и приятен

Но задержать афериста милиции удалось далеко не сразу.

Я решил сваливать, — пишет Саян в «Записках». — …Поезд Улан-Удэ—Зима отходил в 22.10. Салтаев взял билет на чужое имя… В Иркутске Салтаев пересел на самолет и полетел в Москву». В столице Санхядов какое-то время скрывался от правосудия. Роковую роль в его судьбе, так же как и в судьбе его героя Александра Салтаева, сыграла тоска по любимой.

«Во время очередного телефонного разговора Настя чуть не заплакала… Надо было что-то делать. Когда они закончили говорить, Салтаев уже знал, как поступит».

В Улан-Удэ его уже ждали. Момент задержания Санхядова оперативниками в книге описан вполне достоверно, считает Павел Манзанов, вплоть до деталей, таких, как цвет машины полицейских.

«На темно-зеленой шестерке с антеннами спецсвязи его доставили в Управление налоговой полиции. Следователь был вежлив и вел себя строго в рамках Уголовно-процессуального кодекса, чего не скажешь об операх… Во время оформления протокола дверь в кабинет постоянно открывалась и сотрудники заглядывали, даже не пытаясь скрыть своего интереса к личности задержанного, который умудрился похитить такую кучу денег».

Сперва Санхядов отказывался давать показания. Пытался выдавать себя за другого. Лист бумаги, который дали ему во время допроса, он бисерным почерком сплошь исписал строками из романа «Евгений Онегин», цитируя наизусть. Однако вина его была доказана. Все время, пока шло следствие, Санхядов писал «Записки афериста», вскоре вышедшие в свет тиражом в 2000 экземпляров. Один из них он подарил следователю с дарственной надписью. Другой был подшит к делу в качестве вещественного доказательства.

Эпилог

В «Записках афериста» Санхядов за мошенничество в особо крупном размере дал себе 5 лет. В реальности гособвинитель просил восемь. Советский суд вынес решение — три года лишения свободы, которое Санхядов обжаловал, подав кассационную жалобу в Верховный суд РБ. В настоящий момент Саян Санхядов находится в следственном изоляторе в Улан-Удэ.

Книгу «Записки афериста» можно купить в любом киоске «Новости» столицы Бурятии. «Когда она вышла, — вспоминает друг Санхядова Анатолий Семенов, — для нас, провинциальных парней, она была чем-то необычным. Никто из друзей не ожидал, что Саян окажется в тюрьме… Молодой… Соблазны».

В книге герой Санхядова предстает «благородным разбойником», искателем приключений. Сотрудники милиции склонны считать его обычным преступником, вором, не совершившим ничего выдающегося даже с точки зрения криминального мира.

— Книги бы не было — вообще ничего бы не было особенного, работа да работа, — говорит Манзанов.

Родственники предпочитают не думать о нем как о человеке, нарушившем закон. Для них он прежде всего сын и брат.

— Он человек взрослый, — говорит Лариса Санхядова, мать Саяна, — способен сам принимать решения.

Книгу сына она не читала и не собирается из принципиальных соображений: «У меня к этому свое отношение, у него — свое».

При подготовке материала использована книга Саяна Санхядова «Записки афериста»

Информ-Полис