Шоу "грязевых" ванн: самый чистый станет мэром

Через три дня в Мурманске состоится первый тур выборов мэра столицы Заполярья. Но чем бы он ни закончился, один итог выборов можно подвести уже сегодня. Состоит он в том, что нынешняя кампания стала самой жесткой, агрессивной и грязной из всех предвыборных войн, какие знавала история Мурманска.
Редкий кандидат на пост мэра не был вовлечен в битву компроматов и сумел избежать использования нечистоплотных приемов, изобилие которых на информационном рынке региона обеспечили родные и заезжие политтехнологи. Ради высокой должности претенденты предали забвению старый привычный постулат, гласивший, что менталитет сдержанных мурманчан не приемлет похабщины и копания в чужом "нижнем белье". В итоге вместо конструктивных программ развития города северянам предложили беспрецедентное для Мурманска шоу "грязевых ванн". Это такое состязание известных и солидных господ в дорогих костюмах, победить в котором должен тот, кто, пролежав в "ванной" определенное количество времени, умудрится выбраться из нее самым чистым.

ВЫБОРА НЕТ?

Сегодня вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что самым популярным термином нынешней предвыборной кампании стало слово "криминал". "Подсказали" его креативщикам и райтерам сотрудники областного УВД, которые уже в самом начале кампании добросовестно заклеймили всех анонимных претендентов — представителей преступных сообществ, а затем регулярно, хотя опять же без фамилий, обличали многочисленных фигурантов уголовных дел, затесавшихся в девственно чистые ряды кандидатов в мэры. В результате у неискушенного избирателя попал под подозрение почти что каждый второй кандидат. И было бы нелепо, если бы пиарщики не воспользовались этой неразберихой, чтобы запачкать "криминальными" помоями максимально возможное число конкурентов.

Во второй половине августа люди и кони, как в той битве, совершенно смешались в одну кучу. "Кандидат такой-то не белый, а серый", — обличал конкурента один из претендентов. "Да вы сами черный, а не белый, — а туда же, пасть на честных людей разеваете", — отвечал оппонент. "Господа, я-то сам человек интеллигентный, но должен сказать, что вы тут все охренели. Город не готов к зиме, а вы в зубах ковыряете", — вмешивался третий кандидат. "Да ты вообще молчи, вошь бесцветная, — слышал он в ответ, — мы люди принципов, а ты с ветки на ветку прыгаешь...". Взрослые солидные люди радостно втягивались в публичную перебранку, спровоцированную политтехнологами, и с азартом, достойным лучшего применения, "мочили" друг друга с телеэкранов и газетных полос.

Если вы еще не читали и не слышали официальных приговоров и обвинительных заключений кандидатов, а также неофициальных обвинений, брошенных в их адрес, так это только потому, что мурманские газеты и телеканалы в массе своей все же дорожат репутацией и не желают связываться с откровенной "чернухой". А вот в газетах-однодневках, которых сегодня хоть отбавляй, и в интернет-ресурсах, созданных под выборы, такого чтива — видимо-невидимо. Причем обвинительные заключения — малая и нередко самая невинная часть информации, которую доносят до пользователей сети опять-таки анонимные виртуальные редакторы. Например, они вполне могут позволить себе совершенно безаппеляционные и бездоказательные заявления типа "такой-то украл то-то у такого-то человека (вариант — учреждения, города, общественной организации), присвоил себе такие-то заслуги и т. д." Тут вам и шашни одного семейного кандидата с молодой и внезапно забеременевшей накануне выборов актрисой, и половое влечение другого кандидата к известному политику федерального масштаба, и многое-многое другое.

Если свести в кучу все подобные опусы и принять их за чистую монету, то практически все кандидаты будут выглядеть отъявленными ворами, мошенниками, прелюбодеями, торговцами наркотиками, растратчиками и кутилами. Попробуй выбери себе мэра в этом вертепе криминала и безнравственности.

ОПЕРАЦИЯ "ДВОЙНИК"

Вообще, после нынешней предвыборной кампании у мурманчан почти наверняка поубавится доверия к печатному слову. Ибо оно, родимое, превратилось за последний месяц в откровенный инструмент надувательства и манипулирования общественным сознанием, жертвами которого уже успели стать многие бесхитростные жители столицы Заполярья.

Помните, какой приятной неожиданностью стал для мурманчан призыв больше не выносить мусор из квартир, а оставлять его в пакетах у своих жилищ — мол, кандидат N придет и вынесет... А сколько шума наделала история с закрытием программы "Дешевый хлеб": сотни пенсионеров возмущались наглостью и безответственностью кандидата L, едва не оставившего пожилых земляков голодными.

Можно еще вспомнить чернушный "боевой листок" с непритязательным названием "избирательный бюллетень", в котором раз за разом "топили" тройку одних и тех же кандидатов. А что, дешево и сердито. Правда, один из тех, кого распекал "бюллетень", отследил, где его печатают, и в один прекрасный день направил туда бригаду энергичных молодых людей с маленькой видеокамерой и большими кулаками. Видео с запрещенной полиграфией попало в избирком, да и кулаки, как рассказывают, пригодились...

Но верхом августовских изысков политтехнологов, видимо, следует считать выпуски газет-двойников. Технология этого приема придумана не вчера и не в Мурманске. Она уже не раз и вполне успешно применялась на выборах в других регионах России. Изначально смысл выпуска "двойника" заключался в том, чтобы, используя хорошо известный брэнд авторитетной и популярной газеты, вбрасывать в сознание избирателей информацию, компрометирующую того или иного участника предвыборной гонки. Популярность газеты обеспечивала "двойнику" массовость аудитории, а иногда и попадание "утки" в федеральные СМИ.

В Мурманске этот прием получил новое прочтение. "Двойник" работает под газету малоизвестную, но обладающую устойчивой аудиторией, склонной голосовать за вполне конкретного кандидата R, которого это самое издание явно или скрыто пиарит. Компромат, опубликованный в "двойнике", призван посеять у целевой группы читателей зерно сомнения, снизив тем самым шансы R на выход во второй тур выборов мэра Мурманска. Мурманский "двойник" имел логотип своего прототипа, все его выходные данные и тот же принцип верстки, внешне совершенно не отличаясь от реальной газеты. Что касается содержания "двойника", то он, в частности, ставил с ног на голову всю благотворительную деятельность кандидата R. А заодно публиковал всякие "шалости", например, рекламу интимных услуг, под которой значился телефон реального детского приюта.

Сотрудники газеты, у которой появился "двойник", до сих пор оправдываются перед своими читателями, что не имеют никакого отношения к альтернативному изданию. Но их стенания по поводу нечистоплотности отдельных кандидатов на пост мэра Мурманска, санкционирующих подобные акции, вряд ли могут считаться достойным ответом на происки конкурентов. Хотя бы потому, что газетчики, работая в рамках закона о выборах, не могут назвать читателям конкретную фамилию кандидата, заказавшего издание "двойника".

ПРИВЕТ ОТ ФРЕЙДА!

Вряд ли можно считать оригинальным и "изобретение" группы политтехнологов, призванное бросить тень на половую жизнь и моральный облик одного из кандидатов в мэры. Труды Фрейда давно подтолкнули пиарщиков к решениям, которые опирались бы на обращение к "основному инстинкту" электората.

Слоган на листовке с антирекламой кандидата был ярким и запоминающимся. "Суй и голосуй" - предлагала читателю рифма, истинный смысл которой человек понимал лишь тогда, когда обращал внимание на приложенную к тексту иллюстрированную инструкцию по надеванию презервативов. Веселые картинки сопровождались не менее веселенькой историей взросления кандидата: "Я стал мужчиной внезапно... Любить случалось часто, а вот предохраняться удавалось не всегда. Вот и болели, и заражали друзей, подруг, любовниц. В молодости я и мои подруги переболели хламидиозом и герпесом, сифилисом и гонореей... Сейчас другое время. И принципы свободной любви мы уже можем не прятать под одеялами. А потому наплюйте на идеалы старперов и займитесь любовью сегодня же".

Подобные творения, естественно, не могли остаться без внимания мурманского горизбиркома. Но, как и в случае с "избирательным бюллетенем", сотрудники избиркома и правоохранительных органов не смогли ничего противопоставить "черному" пиару.

- Оперативные мероприятия в наши обязанности не входят, — сказал председатель территориальной избирательной комиссии Мурманска Владимир Шулаев. — Мы по этому вопросу постоянно контактируем с правоохранительными органами. Но они пока не могут найти ни заказчиков, ни производителей этих "грязных" листовок. Что касается интернет-сайтов, ведущих незаконную агитацию, то в этом плане нормы законодательства очень расплывчаты. Мы обратились к провайдеру с предложением закрыть эти сайты. Нам пошли навстречу и закрыли сайты "Мурмангород" и "У Петровича". Намного гибче работает "Мурманград" - он постоянно меняет дислокацию и наши поиски ни к чему не привели...

Дошло до того, что на одном из сайтов в интернете появилась даже шутка на эту тему. Мол, избирательная комиссия Мурманска собирается заключить договор с неким частным сыскным агентством, которое должно будет заниматься поисками заказчиков и производителей "грязных" листовок, распространяющихся в Мурманске. К такому решению, пишут авторы сайта, избирком пришел после того, как стало ясно, что правоохранительные органы не в состоянии найти их самостоятельно. Деньги на оплату услуг сыщиков пойдут из бюджета избирательной комиссии.

Шутки шутками, но, как и предполагалось еще до начала предвыборной кампании, местные официальные структуры оказались не готовы бороться с изощренными и "обкатанными" в других регионах пиар-технологиями. И в конечном итоге вопрос, быть им или не быть на улицах Мурманска и в наших почтовых ящиках, решался в штабах кандидатов.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не один нюанс. Конечно, стратегию предвыборной кампании обычно разрабатывает политтехнолог, нанятый кандидатом, а претворяют ее в жизнь конкретные узкие специалисты. Но при этом было бы совершенно наивно считать, что кандидат не может повлиять на ход кампании и принять решение об отказе от тех или иных запрещенных приемов. Может, когда захочет. Проблема в том, что многие из действующих кандидатов этого явно не захотели.

Конечно, можно валить все на циничных пиарщиков, для которых, как принято говорить, "нет ничего святого". Или на криминальных авторитетов, которые рвутся во власть, используя при этом любые средства и вынуждая честных кандидатов принимать адекватные меры защиты. Но на самом деле цель, как известно, далеко не всегда оправдывает средства — в том числе и в политике.

Скорее всего, суть процесса в данном случае выходит за рамки выборов. Сегодня мы, помимо прочего, наблюдаем еще и то, как участвующие в предвыборной кампании представители региональной элиты воюют друг с другом совсем не по-детски. Эта жесткая борьба на грани фола уже заставила говорить и политологов, и простых горожан о некоем расколе. Мурманская элита, считавшаяся еще совсем недавно монолитной, похоже, медленно, но верно делится на несколько самостоятельных лагерей, которые, очевидно, еще покажут себя в предвыборных и прочих схватках. Выборы мэра города для них — всего лишь "горячая" разминка.

Михаил СВЕТЛОВ
Норд-Вестъ курьер

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *