Проклятие древнего города

Более трех веков подряд жители города Стародуба периодически задаются вопросом: а был ли проклят их город?
Дело в том, что время от времени в Стародубе происходит нечто, что наводит верующих и суеверных на мысль: в городе не все в порядке. Вот и сейчас в Интернете висит сообщение о сборе подписей горожан под прошением епископу Брянскому и Севскому снять анафему с их древнего города.

ВСЯ ВЛАСТЬ... ЛЕГЕНДЕ?

В самом Стародубе факт сбора подписей подтверждения не нашел. Зато доподлинно известно, что мэр города Владимир Бородуля официально пригласил владыку Феофилакта посетить Стародуб в День его освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Глава городской администрации хотел бы, чтобы именно из уст владыки в торжественный день при большом скоплении горожан либо прозвучали слова об отсутствии анафемы, либо дан был "рецепт", как избавиться от ее последствий...

Городские, да и районные власти давно уже мечтали о том, чтобы освободить родной город от древнего церковного проклятия, наложенного якобы на весь Стародуб за грехи населения Черниговским епископом в 17 веке. Почему? Да потому что до сих пор, если случится какая-нибудь неприятность в личной или общественной жизни, горожанам чудятся отголоски анафемы.

Как управлять таким "муниципальным образованием", да и как вообще там жить, работать, детей растить, если изрядная часть власти принадлежит легенде?

СТАРОДУБСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Наблюдать стародубскую действительность изнутри мне пришлось четыре последних года. Время от времени в городе или в районе случалось нечто экстраординарное. Для райцентра слишком уж часто случалось. Обсуждая возникающие сенсации, местные жители привычно сообщали: "А вам известно, что город-то — проклят?!"

Перечислю для примера старо-дубские "исторические" события и явления последних лет, заинтересовавшие брянскую и российскую прессу.

Поселение СПИД-отряда в Стародубскую колонию. Затяжная война между городской и районной властью, не закончившаяся и по сей день. Всеобластное полуподпольное обустройство сел Ковалево и Шняков после обнаружения в них родственников Людмилы Путиной. Падение всесоюзно известного совхоза "Берновичский". "Бригада" подростков, убившая поздней осенью 2002 года двух человек и жестоко избившая еще пятерых (на самом деле случайных отморозков собрала воедино молва, разраставшаяся благодаря затяжному молчанию местной милиции). Трагифарсовая политическая интрига против знаменитого хозяйства "Красный Октябрь". Смертельно больные реки Стародубщины из-за практически отсутствующих очистных сооружений. Доктор "Бакс" из райбольницы, подписывающий поддельные рецепты на "мертвые души". Две мучительные смерти стародубских малышей от менингита, которые по здравоохранительным стандартам "не тянут" на эпидемию, но страху на стародубских родителей нагнали исключительного...

И это только так, выборочные места. Власть древней легенды оказалась настолько велика, что множество поколений стародубских граждан выросли с привычкой именно ею объяснять все свои личные неудачи и местные потрясения.

С другой же стороны, у небольшой, продвинутой, части аборигенов выработалась отчасти даже некая гордость: вот поди ж ты, живем под "анафемой", и — ничего! Про-цветают и славят родной край два городских перерабатывающих предприятия. Несколько сотен бывших безработных обрели рабочие места на предприятии, бывшем "в прошлой жизни" заводом-банкротом "Реле". Стародубские мужчины проторили дорожку на московские стройки. Снизились показатели безработицы. И верующим есть чему радоваться: одна из двух чудотворных икон, что имеются в Брянской области, находится в Свято-Аннинском храме стародубского села Чубковичи. И на праздник иконы Божьей Матери Одигитрии 10 августа собираются православные со всей России...

Стародуб и Стародубщина — родина не только Людмилы Путиной, но и композитора Рубца, и даже путешественника Миклухо-Маклая. Стародубских специалистов Москва забирает не только на стройки — там работают прокуроры и работники милиции, писатели, художники, налоговики, чиновники. А может, они просто не знали, что родились в "проклятом месте"?

Погасли свечи...

Собственно говоря, идею материала о проклятии Стародуба подала мне редактор "Десницы" больше трех лет назад. Директор местного краеведческого музея в ту пору удовлетворила мое любопытство тремя строчками тогдашнего владыки Мелхиседека, архиепископа Брянского и Севского. Владыка сообщал, что сия легенда документально не подтверждена, по крайней мере, епархия не располагает такими документами.

Примерно в то же время состоялась встреча и с отцом Игорем, настоятелем знаменитого стародубского Свято-Аннинского храма в селе Чубковичи. Отец Игорь отослал меня к книге Г. В. Метельского "Листья дуба", в которой как бы мимоходом излагался эпизод проклятия стародубских граждан Черниговским епископом Лазарем: "В 1677 году были торжественно преданы анафеме с погашением церковных свечей".

Тогда мы успокоились на том, что художественный роман земляка не может служить доказательством реальности исторического события...

Только недавно удалось найти в Стародубе двух людей, державших в руках древнюю книгу, переиздания 1905 года, "Храмы Черниговской епархии" (а именно к Черниговской губернии был тогда отнесен Стародуб). Пономарь Свято-Никольской церкви Сергей Другов утверждает, что именно там читал "Записки Самовидца", где говорится о повсеместном открытии питейных домов, разврате не только простых граждан, но и священнослужителей, за который город действительно был предан анафеме. Описано это лаконично: в церкви, находящейся на рыночной площади, архиепископ произнес слова проклятия, затем потушил все свечи и вышел из храма. Книга эта, по словам пономаря, принадлежала внучке протоиерея отца Иллария — покойного настоятеля одного из храмов города.

Вспомнив, что один из священников Стародубщины сведущ в истории, позвонила в село Артюшково. Отец Корнилий тут же подтвердил факт стародубской анафемы, упоминаемый в серьезном церковно-историческом источнике — "Историко-статистическое описание Черниговской епархии", книга 7-я "Стародубский уезд"... Описывая причины и процедуру проклятия, авторы говорят о ссоре, раздорах и заговорах буквально во всех слоях общества: казаки и крестьяне, "посполиты" и гетманы, и даже священники — все предавались порокам. "В каждом дворе шинок, при шинке бесчинства и частые убийства. За разврат не чинилось никакого наказания... пьянство неудержимое... равнодушие к благочестию... духовных считали ни за что, гордясь богатством в храмах Божьих, не печалясь о грехах. Такое расстройство нравственности, обнаружившееся и в заговоре полковника Рославца против гетмана, вызвало против себя ревность архипастыря Лазаря Вороновского. По воле святительской Черниговский и Благовещенский священник Стефан Шуба... в полковой Николаевской церкви торжественно произнес анафему на буйных, сопровождавшуюся погашением свечей".

Вот оно, доказательство. Здесь четко прописано, что город как территорию никто не проклинал, анафеме были преданы впавшие в бесчестие горожане.

НИКТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ПРОКЛЯТЫМ...

Мэр города Владимир Бородуля книгу читал и даже сделал ксерокопию того места, где описываются причины и процедура предания анафеме стародубских "буйных". Тем не менее ему хочется думать, что нынешний Стародуб тут ни при чем: город свой Бородуля любит.

Глава районной администрации Петр Синельников тоже городу вроде как не чужой. Он также склонен считать, что никакого проклятия не было, но все ж народ не мешало бы авторитетно успокоить. Персона владыки, да еще и его разъяснения в День города как нельзя лучше подходит для этого.

Председатель райсовета Сергей Шило между тем высказал мнение, что весь этот шум с "анафемой" и приглашением владыки — не более чем возможность пиара для городской власти, которая поднимает таким образом свой рейтинг. Да и вообще, снять анафему, считает председатель райсовета, может только патриарх.

Из могущественных персон осталось спросить только самого владыку. Все попытки встретиться разбились о его недосягаемость, поэтому ответ на мои вопросы передал по телефону работник епархии Михаил Макухин. Вот его информация: владыка не подтверждает факт проклятия, но, возможно, посетит Стародуб в его праздник и пообщается с населением, хотя никакую анафему с города снимать не собирается. Потому что в 1676 году ее налагали на горожан.

Люди эти жили давно и давно умерли. Но грехи свои, получается, передали по наследству. И так же, как и три века назад, потомки проклятых имеют в каждом дворе самогонный "шинок", творят убийства и заговоры, кичатся богатством и ни во что не ставят духовных...

Вот и неизвестный скептик в Интернете "реагирует": "И даже если проклятие будет снято, то нет гарантий, что Стародуб вновь не предадут анафеме".

По мнению стародубских священников, 21 сентября, в День города, владыка, скорее всего, призовет народ к покаянию, позовет в церковь, напомнит о необходимости молитвы и соблюдения заповедей. Потому что анафеме каждый предает себя сам, преступая законы совести, законы веры...

Елена ВОРОБЬЕВА

Источник: Десница

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить