Первопрестольная на колесах (пособие по выживанию в Москве)

Рекомендуемое пособие по общению с водителями в Москве

МАНЕРА ЕЗДЫ

Водителями в Москве являются все, кто получил права. А таковых большинство. Соответственно, человек с правами не может не ездить за рулем сам. Но это только на первый взгляд. На самом деле, очень многие москвичи и гости столицы просто поднимают руку и ловят первого попавшегося частника.

Да, дорого. Да, ползарплаты. Но, если честно, то многие машины обходятся еще дороже, если ты сам ее водишь. А в метро, может быть, заходить противно. Там, видите ли, шумно, тесно и неприятно. Да, пробки. Зато можно смотреть в окно, сообщать по мобильному телефону, что опаздываешь из-за проклятых пробок, и курить задумчиво.

Как бы то ни было, движение в Москве — оживленнее некуда. Широчайшие улицы и проспекты по 4-8 полос, постоянные и вездесущие пробки, невозможность припарковаться в центре, огромные цены за проезд, средняя скорость 80-90 км/час, верхний предел оставлен на собственное усмотрение, все вокруг гудят недовольно и нервно, так что подчас уши закладывает, и еще весьма своеобразная манера езды...

При этом никто и никогда не пользуется ремнями безопасности. Вот глупость какая, уверены в Москве как водители, так и их пассажиры. Мало кто думает о правилах дорожного движения всерьез, считая их досадным недоразумением.

Чтобы куда-нибудь добраться (читай — прорваться) в Москве на машине, нужно быть человеком наглым, бесстрашным и отчаянным. Не помешает завышенная самооценка, эгоизм и целеустремленность, возведенные если не в куб, то уж в квадрат точно. Ведь все знают, что в Москве большое движение и пробки. Но знать мало, нужно уметь с этим справляться.

Вы никуда не доедете и безнадежно опоздаете, если не наберетесь наглости и не научитесь буквально переть напролом, как танк. Ведь если вам надо перестроиться из ряда в ряд, можете смело включать сигнал поворота и ждать, пока вас пропустят. Перспектива при этом — несколько раз проехать по кругу МКАД или хотя бы Садовое кольцо. Никто вас не пропустит. Зачем им это надо?..

Поэтому не тушуйтесь. Если вам действительно необходимо перестроиться из крайней левой полосы в крайнюю правую, минуя промежуточные шесть полос мчащегося потока сверкающих гудящих иномарок, пыльных "Жигулей" и пары троллейбусов, просто включайте правый поворотник и поворачивайте руль направо.

Представьте, что вы идете пешком в толпе в переходе метро. Не станете же вы до вечера ждать, пока толпа схлынет? Нет, вы просто будете двигаться в нужном направлении, стараясь не толкаться и уворачиваться от сумок и локтей, ни с кем не встречаясь взглядом. Вот так и на дороге. Нужно просто ехать направо, постепенно, но уверенно перестраиваясь в нужный ряд, и все.
Та же история с выездом на главную дорогу (это когда перед вами висит знак "Уступите дорогу", а уступать ее можно опять-таки допоздна, или предстоит "выезд с прилегающих территорий"). Нужно попробовать дождаться "дырки" в потоке машин, хотя бы секунд на 5-10 форы для нажатия на педаль газа и выруливания, через пять минут осознать всю безнадежность этой затеи и просто улучить момент, закрыть глаза и с криком "Банзай!" ломануться на проспект. Авось притормозят кому надо. Не захотят же они биться с вами, им еще дальше ехать надо, а все спешат.

Оказавшись в потоке машин, не бойтесь лезть в любой на секунду приоткрывшийся просвет, лавировать между машинами в каких-то сотых долях миллиметра, иногда даже загибая боковые зеркала. Иначе не проехать. Правда, первые несколько дней или недель будет страшно, и вы по сто раз на дню станете молиться, зажмуриваться и бояться, что вот через секунду ваша машина потрется бортами с соседней, а она дороже, и в ней, кажется, едет "супер-теле-кинозвезда"... Мамочки, а ремонт, а покраска, а потерянное время... Но вот — о чудо! — ваши машины удачно разошлись, и обе целехоньки. На минуту-другую можно расслабиться.

Чтобы припарковаться в центре Москвы, нужно уметь легко и грациозно "вставать на уши". То бишь втискиваться в любой крошечный промежуток, куда не войдет и велосипед, въезжать на тротуар, невзирая на возмущение пожилых праздношатающихся москвичей с авоськами, собаками и колясками, а также вставать на стоянку любым возможным и невозможным способом, где можно и где нельзя, бормоча про себя известный с детства стишок: "Я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком"...

Работники ГАИ в Москве практически ни на что не обращают внимания. Очевидно, у них другие цели и задачи. Ну и слава Богу.

ЛИЧНЫЙ ШОФЕР

В Москве принято иметь личного водителя,если вы достигли определенного положения в обществе, то бишь социального статуса. Желательно, чтобы водитель ездил на иномарке, возраст и стоимость которой, равно как ее технические и имиджевые характеристики, напрямую зависят от ваших доходов. Обычно это "опель", "ауди" или "мерседес" конца 90-х годов в хорошем состоянии, с кожаными сиденьями, который редко ломается и не доставляет владельцу и нанятому водителю больших проблем, чем замена масла или резины.

Хозяин может ездить на переднем либо заднем пассажирском сидении, требовать переключить магнитолу на любимую радиостанцию, советовать оптимальный маршрут и обращаться к водителю "на ты", но по имени-отчеству.

Хозяин также волен ругать водителя за нерасторопность и мерзкую привычку протирать лобовое стекло грязной тряпкой, ворчать по поводу вечно играющего Радио "Шансон" и устраивать водителю выходные дни по своему усмотрению или по Трудовому кодексу. Устанавливать размер сверхурочных и просить водителя развезти ночью по домам подвыпивших друзей и знакомых хозяина допустимо, но решается в индивидуальном порядке.

Обычно же водитель сразу или довольно скоро становится хозяину "как родной", и тогда его уже жалко просить встретить хозяина с самолета из Лондона в шесть утра в воскресенье, зато вполне резонно "по-родственному" нагрузить ежеутренней развозкой детей по школам и каждые выходные гонять с тещей на рынок за продуктами.

Очень часто хозяин отпускает водителя и сам садится за руль, когда ему этого хочется, когда ему это удобно или когда за время поездки он ведет серьезные переговоры и вообще решает важные деловые вопросы, не предназначенные для чужих ушей, будь то даже самый что ни на есть ближайший родственник.

ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗ

Останавливаться и подбирать пассажиров соглашается каждый второй водитель. Обычно на стареньких иномарках или на "Жигулях". Легче всего договориться, кстати, именно с "Жигулями", потому как подержанная иномарка гордо и напыщенно назовет стандартную цифру "200", а ВАЗовская "классика" повезет и за 100, и за 150.

На площади Трех вокзалов стоит, пожалуй, пропустить несколько машин, предварительно справившись об их представлениях о цене. Обычно там желающих везти раза в три больше, чем желающих ехать. Стоит дождаться более-менее скромной машины и решительно сказать: "Выхино. Сто пятьдесят". За такую безапелляционность многие подрабатывающие по вечерам и выходным москвичи соглашаются ехать в спальный район, но всю дорогу будут требовать, чтобы им показывали дорогу, называли оптимальный маршрут, указывали, где есть вероятность встретить гаишников, и — главное! — вовремя крикнули, что вот здесь, мол, направо, невзирая на двойную сплошную.

Возможно, что вы действительно сэкономите 50 рублей, но велика вероятность, что скромный ваш водитель в незнакомом районе (а Москва — город большой) заблудится. Тогда вы станете плутать по темным улочкам, спрашивать прохожих, рассматривать потертую карту и тратить на это не менее получаса. Вас могут попросить подержать "переноску" или даже отыскать нужный квадрат на плане, а потом назначат штурманом и будут очень недовольны, если вы что-нибудь напутаете или опять пропустите нужный поворот.

И уж, разумеется, никто не станет предлагать вам достать из багажника и донести до подъезда ваши вещи, если все хотели везти вас за 200 рублей, а этот молодец согласился на 150.

ВЫЗОВ ТАКСИ

Пользоваться городским или частным таксомоторным парком в Москве имеет смысл, только если едешь на вокзал или в аэропорт, нагруженный по уши детьми, собаками и чемоданами, которые физически и морально тяжело спустить вниз по лестнице мимо вездесущей консьержки, дотащить до проезжей части через весь двор и поставить в пыль и грязь, размахивая руками в поисках частника. При этом частник, завидев такое количество вещей, детей и собак, непременно заломит втридорога и, в сущности, будет прав.

Поэтому цена в 250 рублей за вызов такси, независимо от протяженности маршрута человеку с рюкзаком за плечами, чемоданами в руках и билетом с паспортом в зубах, обмотанному поводком и уставшему от нытья маленьких и ворчанья пожилых родственников, покажется резонной. Единственное, что может его раздражать, — это предупреждение диспетчера о том, что ожидание пассажиров платное и ему надлежит незамедлительно спуститься к подъезду. Замешкаешься — плати.

Поэтому детям не разрешается проситься в туалет, родителям — забывать детективы и сердечные капли, собакам — метить территорию, а лифту — застревать. Бегом, бегом, откройте же немедленно багажник, что ж вы не подъехали к самому подъезду, разумеется, я и знать не мог, что сегодня полдвора перекопают, а объявление о ремонтных работах и отключении отопления только недавно небось повесили, сволочи.

НЕ ОТВЛЕКАЙТЕ ВОДИТЕЛЯ РАЗГОВОРАМИ

Разговаривать с московским водителем, особенно если вы приезжий, — святое дело. Вы обязаны прежде всего сообщить, откуда и зачем вы приехали в столицу. Затем кратко обсудить цели своей поездки. После этого можно замолчать и расслабиться. Даже незаметно вздремнуть. Потому что диалог в принципе здесь не предусмотрен. Классический жанр для московских частников — это монолог.

Ваш водитель обязательно поведает, когда в последний раз он был в вашем городе и что ему там особенно понравилось. Затем он расскажет, что он в курсе последних политических, экономических и культурных событий в Москве и в вашем опять же городе, и прочитает об этом небольшую лекцию. Ваши попытки вставить слово, прокомментировать услышанное и уж тем более возразить будут успешно проигнорированы. Вы узнаете о том, в какой гостинице у вас в городе лучше останавливаться, кто будет у вас губернатором и как надо обращаться с женой/мужем/детьми/начальством/автомобилем. Вы узнаете, сколько наворовал у народа Березовский и сколько — Лужков. Вам покажут проституток на дороге (посмотрите направо), Театр Райкина (посмотрите налево) и Останкинскую телебашню (вон впереди за домами торчит). С вами обсудят жуткие пробки и состояние дорог в Москве, проблемы раздельного питания и курс доллара, чеченских террористов и модные мюзиклы, войну в Ираке и "Нью-Йорк — город контрастов". А если у вас зазвонит мобильный телефон, то поведают об операторах сотовой связи и проведут сравнительный анализ их преимуществ и недостатков.

Когда машина наконец доедет до места назначения, водитель будет искренне расстроен, что уже вот так скоро приходится расставаться, такой хороший человек ему попался, приезжайте к нам еще.

Когда вы приедете в Москву снова , уже сами за рулем, на своей машине с иногородними номерами, вы таким водителем ни за что не станете. Вы из опытного обладателя прав категории "В" превратитесь в испуганного "чайника", который не то что поговорить, радио послушать или из ряда в ряд перестроиться, а даже с места тронуться не может. Учиться ездить в Москве — это как учиться ходить заново. Потому что водитель в Москве — это образ жизни и особый склад характера. А кому не нравится — пусть спускается в метро. Это дешевле, безопаснее и быстрее. Там пробок нет, и вспоминается песенка "А я иду, шагаю по Москве"...

Мария КИНГИСЕПП

Источник: Невское время