Капиталы пахнут нефтью

Или почему крайне глупо продавать свою нефть иностранным компаниям, и потом покупать у них сделанный из нее бензин по мировым ценам

Почему Россия не Америка?
Почему ни одна страна, живущая за счет экспорта своих природных ресурсов, так и не выбилась в когорту стран развитых? У той же Бразилии или Аргентины, на первый взгляд, были все шансы превратиться в экономических гигантов. Но этого не произошло. И не произойдет в обозримом будущем. Россия, несмотря на призывы президента Путина развивать перерабатывающую промышленность, и заявления правительственных чиновников о том, что доля нефти в ВВП снижается, живет за счет экспорта нефти. Окажись нефть не востребована на мировом рынке, Россия как государство запросто может перестанет существовать.

Между тем, высшие лица государства в своих зарубежных вояжах предпочитают договариваться об увеличении экспорта российских ресурсов и об инвестициях в дальнейшее увеличение добычи этих ресурсов. Как будто ничего другого кроме ресурсов в России отродясь не водилось. Очевидно, добыча и экспорт ресурсов — это единственное, что интересует окружающий мир в российской экономике.

И вот Владимир Путин во время визита в США договаривался об экспорте за океан газа и ответных инвестициях в газовую отрасль. Михаил Касьянов в Китае пытался успокоить раздраженных восточных соседей по поводу "повисшего" проекта нефтепровода из Ангарска в китайский Дацин. Правительство же в это время утвердило план строительства нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Это значит, что мы нацелились экспортировать нефть в США. Интересы Китая и Японии, пытавшихся развернуть сырьевые потоки России в свою сторону, явно принесены в жертву большой и беззаветной российско-американской дружбе.

Дело не в деньгах, а в их количестве
Казалось бы, все шансы залить весь мир нефтью у Росси есть. Объединенная "ЮкосСибнефть" по объемам добычи нефти занимает в мире четвертое место, "Лукойл" - восьмое. Но это никак не сказывается на их капитализации — то есть рыночной стоимости всех активов.

British Petroleum и ТНК создали нефтяную компанию, оказавшуюся по разведанным запасам и уровню добычи на третьем месте в группе мировых лидеров. Иностранные эксперты оценили сумму сделки в 15 млрд. долларов. Однако самой BP все активы ТНК обошлись в... 3 млрд. живыми деньгами и 3,75 млрд. собственными акциями.

"Сибнефть" не последняя в России нефтяная компания. Однако на ее покупку Михаилу Ходорковскому также понадобилось всего что-то около 3 млрд. долларов. Совокупная капитализация "Юкоса" и "Сибнефти" на день заключения сделки составила всего 37,5 млрд. долларов. Чуть позже капитализцию компании оценили уже в 45 млрд. Понятно, что дальше будет больше. Однако для мирового масштаба это весьма скромная капитализация.

Любопытно, но для капитализации западных нефтяных компаний, по сравнению с которыми все российские компании — просто дистрофичные карлики, объем запасов и уровень добычи сырой нефти, похоже, не имеют столь большого значения. Все дело в чем-то другом. И, наверное, именно поэтому капитализация компании ExxonMobil, уступающей и по объему резервов, и уровню добычи нефти "ЮкосСибнефти", — 250 млрд. долларов, а "ЮкосСибнефти" - лишь 35-45 млрд. Почувствовали разницу?

На сайте ChevronTexaco, одной из крупнейших мировых компаний, лишь раз, и то в приложении к годовому отчету, упомянуты сведения об объемах добычи нефти и газа. Для акционеров Сhevron главное — информация о новых продуктах, изменениях в технологических процессах переработки нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.

Разгадка банальна — Exxon, Chevron и другие нефтяные лидеры из тонны нефти производят радикально большие объемы нефтепродуктов, на порядок превышающих добавленную стоимость сырой нефти. То есть из каждого барреля они добывают в несколько раз больше денег, чем наши. Западные компании ориентированы именно на переработку нефти в конечный продукт, за который покупатель выложит свои кровные доллары или евро. Размер нефтяных запасов и место их расположения для них не важен. Любую чужую нефть они заранее рассматривают как свою — рано или поздно она действительно оказывается в их танкерах.

Российские же компании все силы тратят на то, чтобы добыть больше сырой нефти и продать ее этим мировым гигантам, которые и снимают с российской нефти самые жирные сливки прибыли. Потому что добыча нефти для западных компаний это только способ загрузить свои перерабатывающие мощности и нефтехимические предприятия. Продукция уже первого передела стоит в полтора раза выше, чем сырая нефть, даже при текущих высоких ценах. А по мере роста числа переделов оптовая стоимость продуктов переработки нефти возрастает многократно.

Возникает естественный вопрос — почему российские компании не наращивают собственные перерабатывающие мощности, чтобы продавать на экспорт бензин, керосин, мазут и другие продукты переработки нефти? Ведь без этого российские компании рискуют так навсегда и остаться маленькими и дешевыми. А раз компании со всеми своими разведанными и потенциальными запасами стоят так мало, мировые гиганты рано или поздно и скупят их по дешевке.

Производить бензин в России — преступление
Если исходить из постулатов рыночной экономики, проблема капитализации — это сугубо частная проблема акционеров и никого больше. И все бы ничего, если бы доля предприятий ТЭК не составляла больше 50% ВВП России. Потому что в этой ситуации убытки и недополученные доходы нефтяных компаний или того же "Газпрома" напрямую влияют на экономику страны, ее рейтинги и состояние платежного баланса. В конце концов, от количества нефтедолларов зависит социальная обстановка в стране, устойчивость политической системы и настроения широких масс избирателей.

Развивая переработку и экспорт конечного продукта, наши отечественные компании могли бы в разы повысить собственную капитализацию и на порядок увеличить доходы бюджета. К примеру, в 1000 евро, которые потребитель платит за тонну бензина, продающегося на АЗС в Западной Европе, более 500 евро составляют налоги и акцизы. Россия, экспортирующая сырую нефть, получает в зависимости от цены на сырье от 100 до 300 евро за тонну.

Однако российские компании продолжают конкурировать между собой по росту добычи и экспорта нефти, а на вырученные деньги покупают перерабатывающие мощности в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы. В то время как российские НПЗ загружены в среднем на 40-60%. И это понятно — произведенный за пределами России бензин и другие нефтепродукты, также за пределами России и продаются. Причем, по тамошним высоким ценам. По этим же ценам "европейские" нефтепродукты ввозятся и в Россию. Думается, можно не добавлять, что выручка от переработки о продажи конечного продукта, произведенного из российской нефти, в Россию чаще всего не возвращается.

Пионером и идеологом этих схем является все тот же пресловутый Михаил Ходорковский, глава "ЮкосСибнефти". Его позиция по этому вопросу общеизвестна. Ходорковский считает, что строительство в России новых и поддержка уже существующих НПЗ — преступление. Неясным остается только вопрос — преступление против кого?

Окончание читайте в рубрике "экономика" 14 октября

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/356/11077_crude.html

Обсудить