Оккультные истоки феминизма

Факт существования женских духовных организаций широко известен. В христианском мире — это женские монастыри. В языческой реальности существовали специальные институты женского жречества — Весталки, жрицы Кибелы — Великой Материи, жрицы Изиды, пророчицы Пифии и т.д.
Наряду с религиозными и культовыми организациями женщин существовали более древние предания и легенды о царстве амазонок, уникальной цивилизации — которую часто искали в скифских евразийских степях и Причерноморье — где женщины обходились совершенно без мужчин, выполняя все социальные функции без какого бы то ни было участия мужчин. Эта тема развивалась и в художественных произведениях, начиная с комедии Аристофана "Лисистрата" и кончая гениальной драмой Генриха фон Клейста. Такая устойчивая идея изолированного женского коллектива, проявляющаяся и в религиозных институтах, и в жреческих культах, и в мифологии, и в литературе наводит на мысль о ее неслучайности. Она явно соответствует какой-то важнейшей стороне человеческой души, какой-то удивительной черте психики, социальной и индивидуальной. Все это не может быть бессмысленной случайностью, легендой или недоразумением. Мы знаем, благодаря Элиаде и Юнгу, что мифологические и религиозные сюжеты составляют основу человеческой психики, предопределяют все бытие человека. И если какие-то темы настойчиво повторяются в разных формах и разных контекстах, то они заслуживают с нашей стороны самого серьезного внимания. Итак, в чем состоит смысл "царства амазонок"? Какая идея лежит в основе социальный и религиозных организаций , состоящих исключительно из женщин? Существует ли "заговор женщин" - аналогичный пресловутому "заговору масонов"? Правы ли те, кто утверждает, что в тайне от внешних взглядов ведет невидимую работу таинственный женский орден? Попробуем в самых общих чертах разобраться в этой проблеме.

Открытие Бахофена

Швейцарский ученый историк Иоган Бахофен (1815--1887) был первым, кто осознал все значение легенд о царстве амазонок. В своих работах и особенно в своей главной книге — книге жизни "Материнское Право" ("Mutterrecht") — Баховен, сопоставив множество археологических, исторических и художественных фактов, пришел к однозначному выводу. — До начала патриархальной цивилизации — той, которая нам известна на протяжении последних 6 тысяч лет — существовала практически повсюду в Евразии и на других заселенных людьми территориях иная цивилизация, основанная на главенстве Женщин. Речь шла не только об отдельных культурах и обществах. Нет, власть Женщин была универсальной и предопределяла большинство социальных, религиозных и этических норм. В свое время, когда вера в прогресс, и, соответственно, в темноту и дикость обществ, принадлежащих далекому "темному" прошлому, была непоколебима, уникальные открытия Бахофена вызвали довольно ограниченный интерес. Не смотря на все значение его трудов, казалось, что события такого далекого прошлого вряд ли могут как-то сказаться на состоянии современного человечества и его судьбе. Лишь в двадцатом веке, благодаря усилиям традиционалистов, психологов глубин и историков религий, а также социологов, мы поняли всю значимость древнейшего исторического наследия человека, который, оказывается, несмотря на динамику изменения его дневной, рациональной, рассудочной части, остается глубоко консервативным в глубинах своей души. Древнейшие мифы, масштабные события и символические формы сохраняются в тени "коллективного бессознательного", но никуда не исчезают. Более того, они идут своим собственным путем, постоянно перетолковывая в соответствии со своими таинственным законами то, что происходит в мире актуальном, современном и рассудочном. Поэтому историческое открытие Иогана Бахофена имеет самое прямое отношение к выяснению структуры самой человеческой психики. Если матриархальное общество исторически предшествует патриархальному, то и слои человеческого подсознания группируются таким же точно образом. Самые глубинные основы нашей души несут в себе мотивы и символы именно матриархальной структуры. Это проецируется не только в этике почитания Матери, свойственной практически всем народам земли. Это проецируется и в высшие религиозные представления, и отчасти объясняют тот культ Богородицы, Пречистой Девы, который так распространен в христианском мире. Древний матриархат, исчезнув из социального бытия уже много тысячелетий назад, сохранился на ином уровне. Это важнейший фактор человеческой души. А значит многие аспекты психологии и социального могут быть истолкованы через обращение к матриархальным архетипам.

Нордический матриархат Германа Вирта

Крайне интересное развитие тема матриархата получила у немецкого профессора Германа Вирта, исследователя древнейших культур. Герман Вирт развил темы Бахофена и пришел к выводу, что матриархат характеризовал не отсталую, примитивную культуру, но напротив, высочайшее духовное устройство человеческого бытия, в котором правили не идеи грубой силы, подавления, покорения и обладания, но, напротив, гармония, созерцание, справедливость и этическая чистота. Любопытно, что сам Вирт связывал матриархат с арийской расой, с жителями древнейшей страны Гипербореи. Почитание Женского Начала, Белой Богини характеризовало именно ариев, высоких голубоглазых белокурых людей, носителей утонченной духовной культуры и солнечной религии. Лишь после смешения с неарийскими народами Юга началась эпоха патриархата, которая постепенно трансформировала и сами арийские религии. В результатеэтого многие Небесные женские солнечные Божества были наделены негативными, отталкивающими чертами... Это была своеобразная месть победителей мужчин побежденным женщинам. Отсюда ведут начало многие негативные персонажи мифологий — семитская Кибела, орфическая "черная мать" Ночь (Никс), амазонки, германские колдуньи и русская баба-яга, некогда бывшая тождественной Солнечной Царевне. Итак конец матриархата был тесно связан с расовой деградацией и смешением, с утратой арийцами своего высокого духовного достоинства, с переходом к новому и гораздо более грубому и низкому уровню этического и социального бытия. Герман Вирт указывает на то, что в раннем христианстве, которое сам он считал духовным обновлением именно древнейшей гиперборейской арийской Традиции, достоинство женщины было снова утверждено, нормативы ветхозаветного строгого патриархата были отброшены и широко практиковалось женское священство и харизматическое пророчество. Характерной чертой арийской, индоевропейской культуры является почитание Образа, Изображения, Иконы. Это следствие общего культа Света, отличающего арийскую расу. И в этом вопросе снова строгое соответствие. — История иконоборческой ереси в Византии показывает нам, что абсолютными сторонниками иконопочитания были именно женщины — как из простого народа, так и аристократки и Императрицы. Более того, иконоборчество продержалось так долго тоже благодаря странному совпадению — иконоборцы были активными, агрессивными, типично патриархальными деятелями, часто с откровенно семитической психологией. Тогда как долгое время на защиту икон выступали императоры и духовные деятели созерцательного, гармоничного, интуитивного, почти "женского" склада, несравнимо более духовные и благородные, но уступающие противникам в грубой силе и коварстве.

Оккультные истоки феминизма... Теперь мы подходим к очень деликатной теме. Если матриархальный пласт составляет базу нашей психики, если он сопряжен с некоторыми важнейшими религиозными и даже расовыми установками — светопоклонничество, принцип доминации гармонии и красоты над грубостью и силой и т.д. — то почему бы не допустить существования какой-то организации, которая ставит своей целью возврат к изначальному положению дел. Мы знаем, что за многими сверхсовременными и "прогрессивными" явлениями стоят очень древние архаические мотивы. Так например, коммунизм подспудно имеет в виду восстановление райского бытия, утраченного в начале истории (это осознавали и сами марксисты, называя изначальную форму человеческого общежития — "пещерный коммунизм" - тем же именем, что и последнюю, предполагаемую — тоже "коммунизм"). То же самое верно и в случае национал-социализма, стремившегося вернуть нормы древнейшего бытия — расовую чистоту, законы общины и т.д. Столь же архаично по сути своей и ультрасовременное сионистское мировоззрение, обосновывающее само существование современного государства Израиль на легендарных и религиозных принципах далекого прошлого. И подобно тому, как можно задолго до появления самих коммунистов, нацистов или сионистов проследить в истории группы и организации, которые были ориентированы на достижения аналогичных целей. Это социологический закон — прежде чем мировоззрение превратится в политическую реальность, в партию, государственное устройство, правящую идеологию и т.д., оно проходит вызревание в лоне тайных обществ, оккультных организаций, закрытых орденов. Это в частности. касается и самой христианской Церкви, которая прежде своего имперского периода знала трудные и полные тайн периоды скрытого катакомбного существования. Почему бы не предположить нечто аналогичное и в истории современного феминизма? Не существует ли Ордена Женщин, который ставит своей целью возврат к матриархальному строю? Если принять во внимание, что феминизм зародился в лоне оккультных масонских организаций, а другая его ветвь (германская) была сопряжена с откровенным национализмом (почти расистского толка), то все это становится более чем вероятным.

Кукушкины слезки

На Руси до самого последнего времени сохранялся странный ритуал, имеющий отношение к "заговору женщин". Это т.н. "кукушкины похороны". Перед свадьбой деревенские девушки удалялись в лес, водили хороводы и пели печальные культовые песни. Основное содержание этих песен заключалось в том, что брак будет бременем и тяжелой ношей, что утраченная девическая свобода чревата рабством и всяческими горестями. Подробно описывались негативные стороны брака, грубость мужчин, тяготы рабского положения в хозяйстве, семье, воспитании детей и т.д. Кульминацией ритуала были похороны символической куклы, называемой "кукушкой". В более древних обычаях эту куклу, украшенную венком, пускали по воде. К этой модели восходит и культ утопленниц, русалок. Эта фольклорная тема, имеющая аналоги во всей Европе, была заимствована в ином контексте Шекспиром. послужив прообразом его Офелии. Исследователи сходятся во мнении, что речь идет о наследии очень древних архаических культов, восходящих к обществам "амазонского типа". Похороны "кукушки" - это символический акт прощания с царством Великой Матери, ведь именно кукушка была наиболее древним религиозным синонимом Богини. Девица перед вступлением в брак отдает таким образом часть самой себя, изображаемую "куклой", стихии Великой Матери — Земле или Воде. Согласно описаниям участниц, ритуал "кукушкиных похорон" иногда настолько сильно воздействовал на девичьи нервы, что приводил к реальному самоубийству или к уходу в монастырь. Так ритуальная психодрама могла иметь не только символические, но и вполне реальные последствия.

Откуда растет Древо Жизни?

В Средневековой Европе геральдика прочно установила связь между Девственностью, Девой и фантастическим зверем Единорогом. Это очень глубокий и странный символ, который может быть истолкован лишь путем исследования широкого комплекса. Здесь нам помогут две алхимические гравюры, приводимые Карлом Густавом Юнгом в его "Психологии Алхимии". Они посвящены теме "Древа Жизни" и рая. На одной из них изображен Адам, с "Древом Жизни", растущим у него из гениталий. На другой — Ева, но на сей раз "Древо Жизни" растет у нее из головы. Таким образом, явно устанавливается символическая связь между Древом Жизни и фаллосом у мужчины и головным мозгом у женщины. Жизненный импульс у мужчин связан с эротикой, сексуальностью, а у женщин с умом и созерцанием. К этому следует добавить и символизм Мудрости у древних греков — богиня Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, Дева-Воительница. Типичная "амазонка". Итак Белый Единорог, вечный спутник средневековых Прекрасных Дам, означает духовную жизненную силу, свет мудрой жизни, особый "женский фаллос", не материальный, но духовный. Отсюда один шаг до оккультного ордена женщин, который, возможно, и стоял за распространением и пропагандой подобного символизма. Еще один странный документ — трактат знаменитого мага Корнелия Агриппы Нетесгеймского "О несравненном превосходстве женского пола над мужским". В нем утверждаются очень странные вещи. Во-первых, что Адам был сотворен первым и вышел неудачным. Все совершенство пришлось на Еву. Поэтому мужчина ближе к животным, чем женщина — волосяной покров, врожденная грубость и т.д. Далее совсем экстравагантные мысли — известно, что Адам не проглотил яблока с дерева Познания Добра и Зла. Отсюда — адамово яблоко, кадык, отсутствующий в женской анатомии. Этим обычно хвалятся сторонники патриархата. Но Агриппа утверждает, что Адам вместо яблока проглотил самого змея, и что тот, пройдя тело мужчины насквозь вышел на поверхность в виде фаллоса! Снова та же странная тема — демонизация мужчины, отождествление его с низшими, физиологическими уровнями бытия.

Орден Единорога

Где искать следы Ордена Женщин, озабоченного восстановлением матриархата? В этом нам поможет гениальный и совершенно неизвестный широкой публике французский криптограф и историк Грасе д'Орсе. В его уникальных работах излагается история существования и противостояния двух могущественных тайных орденов, уходящими корнями в дохристианские братства друидов и языческих корпораций жрецов и жриц. Эти два Ордена в Средневековье были известны как орден "менестрелей Морвана" и "менестрелей Мурсии". "Менестрели Морвана" были ориентированы на лунные культы, связанные с аристократическими родами и патриархальным строем. В нем участвовали и женщины, но лишь те, которые были ориентированы на сохранение консервативных в целом отношений между полами (что не исключало, порой, крайнего личного либертинажа). "Менестрели Мурсии", напротив, уходили корнями в древнейшие культы, связанные с Солнечной Богиней. И показательно, что этот орден возглавлялся женщиной! А ритуальное имя высшей ступени иерархии в этой оккультной организации было именно "Непорочный Единорог" - "Licorne Immaculee". Наиболее известной Дамой, возглавлявшей Орден "менестрелей Мурсии", была Екатерина Медичи, жена короля Франции Генри II. Она и была в свою эпоху "Непорочным Единорогом". По некоторым данным, приводимым в книге Грасе д'Орсе, "менестрели Мурсии" были связаны и с Агриппой Нетесгеймским, и с алхимическими братствами, в среде которых появились странные гравюры, приводимые Юнгом. Наиболее ценным источником служит в распутывании всей это загадочной истории странная книга "Сон Полифила", созданная Франческо Колонной, которая своими иероглифами и криптограммами тесно связана с алхимическими романами Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), с загадочным оккультистом Бероальдом де Вервилем, и которая является тайным катехизисом для всех живописцев, скульпторов, литераторов и поэтов второй половины эпохи Возрождения. Грасе д'Орсе описывает братство "менестрелей Мурсии" так:

"Мурсия или Мерси была богиней Запада и смерти. Она изображалась на западных порталах храмов в виде обнаженной женщины, сжимающей в руках двух змей, которые кусают ее груди. Мурсия это то же самое, что Марика или Марка, популярная богиня античного мира. Галлы называли ее Маркой или Розмаркой, и чаще всего ее символом служил молот. Скорее всего, Марика, самое почитаемое божество римского плебса сохранила свое влияние и в христианском Риме, так что менестрели Мурсии всегда находились под папским покровительством. Среди французских церквей, чей фасад обращен к Западу, можно назвать храм Сэн-Мартена в Марселе, построенном на том же месте, где когда-то находился храм древних черных божеств — Маркуса и Марки. Известно также, что в романских криптах фигуры мадонн чаще всего окрашены в черный цвет".

Эта тематика "черных мадонн" подробно развита в книге современного алхимика Фулканелли "Тайны Соборов". Показательно также, что Фулканелли — редчайший автор, который ссылается на Грасе д'Орсе в своих трудах. Конечно, инфернальные атрибуты "богини" не следует принимать всерьез — это следствие долгих веков патриархата, которые очернили образ Световой Дамы. Показательна связь ордена "менестрелей Мурсии" с плебсом, народом. Известно, что именно народные массы дольше всего хранят древнейшие архаические предания и культы, так как в общественной иерархии занимают место "бессознательных сил", аналогичных "индивидуальному подсознанию" в случае отдельной личности. Аристократические слои, более рациональные и динамичные, быстрее меняют идеологии, забывают о прошлом, адаптируются к реформам. Они воплощают в себе мужское начало. Народ всегда более женственен и связан с корнями. И культ Белой Дамы, "богини" чаще всего распространен именно среди простолюдинов, кроме тех случаев, когда сами аристократы сознательно становятся на сторону световой Девы, присоединяются к ордену "менестрелей Мурсии". Любопытно, что именно на Западе Зодиака находится созвездие Девы, связанное с осенним равноденствием. Снова символический ряд строен и взаимосвязан. — Ритуал "кукушкиных похорон", Запад и осеннее равноденствие, Женское начало, ночная (осенне-зимняя) сторона бытия, народные массы, черные матери древних криптов... Вспомним также Фауста, стремившегося попасть в "царство матерей".

Магический феминизм

Ближе к нам истоки феминистического движения однозначно сопряжены с деятельностью г-жи Дерезм и ее наследницы Анни Безан. Эти активные оккультистки сражались за реформацию масонства в том смысле, чтобы в ложи на равных основаниях могли приниматься не только братья, но и сестры. Это шло вразрез строго патриархальному характеру традиционного масонства. Ложа, основанная г-жой Дерезм носила название "Права Человека". Вот откуда, заметим по ходу дела, взялось это расхожее выражение — оно означало лишь "борьбу женщин за равноправие в масонских ложах". Анни Безан продолжила это направление, но придала ему сектантски нетерпимый характер, свойственный вообще теософистам. Параллельно этой "прогрессисткой" женской масонерии, кстати, использующей вместе с тем символ свастики, которая является отличительным знаком теософов, в Германии развивалась иная ветвь оккультного феминизма, связанная с ариософскими ложами, куда также принимали не только братьев, но и сестер. Однако здесь феминизм был не столь агрессивным, и часто инициаторами "магического матриархата" выступали мужчины. Особенно интересно, что наиболее активное участие женщины принимали в крайних расистских организациях т.н. "Германенорден". Некоторые ответвления этого движения — причем крайне магического толка — перешли и в политические круги. Так, одна видная немецкая феминистка Марта Кюнцель, последовательница английского мага Алистера Кроули, была первой женщиной в национал-социалистической партии, а жена генерала Людендорффа Матильда Людендорфф, тоже оккультистка и расистка, считала себя жрицей Новой Германии... Поразительно, но прямой аналог такого мистического феминизма мы встречаем и в России конца 19 — начала 20 века. Все направление русского символизма от его основателя Владимира Соловьева до Блока и Белого отличается как раз предельным превозношением Женского Начала, одержимо женским образом Софии, Премудрости Божией, которая видится им и в конкретной женщине ("Прекрасная Дама", "Незнакомка" Блока) и в самой России. И снова магический феминизм связывается с национализмом, отождествлением народа, нации с тайной Световой Девой. "О Русь моя, Жена моя!" - Давайте называть вещи своими именами, так может сказать только глубокий мистический националист. В конечном итоге, вся социологическая линия русской философии явно связана с этим комплексом идей, вдохновлена этим идеалом.

Пришествие Жены

Герман Вирт сказал в одном из своих последних интервью такую странную фразу — "многотысячелетний патриархат закончился в 1917 году". Что имел в виду этот человек, который, кстати, едва ли может быть причислен к коммунистам, так как он был основателем организации "Аненэрбе" в Германии, которую можно назвать какой угодно, только не коммунистической? Видимо, он имел в виду, что ему, крупнейшему исследователю нордического матриархата, известна какая-то информация, лежащая гораздо глубже поверхностных политических реальностей. "Заговор Единорога" объединяет внешне противоположное. Так и должно быть в настоящем заговоре, основы которого блестяще показал Макиавелли, описал Монтескье и остроумно обобщил предполагаемый автор "Протоколов Сионских Мудрецов" (по некоторым сведениям это был известный оккультист Папюс). "Чтобы добиться своей цели, необходимо использовать самые различные инструменты, невзирая на то, что внешне они противоположны по знаку и ориентации". В перспективе тысячелетий или даже столетий многие противоречия. кажущиеся современникам неснимаемыми, оказываются сущим пустяком. Не только среди прогрессистов, коммунистов, оккультистов и расистов можно заметить следы загадочной организации "амазонок". Так, Юлиус Эвола упоминает о еврейской секте саббатаистов, которые практикуют особые таинственные ритуалы и ожидают прихода не мужчины-мессии (как все остальные иудеи), но "прихода Жены". А если все обыденные нормы распределения политических сил нарушены, все карты спутаны, для проницательного ума это значит, что мы приближаемся к истине. Алхимики говорят, что "если вам кажется, что вы что-то поняли, что текст и сюжет вам ясен, вы заблуждаетесь, вы имеете дело с ложью и надувательством. Только тогда, когда вы совсем перестаете что-либо понимать, приближаетесь вы к настоящей тайне и подлинному пониманию". Мы не раскрыли "заговора Женщин", не обнаружили "пароли и явки". Но мы подошли вплотную в какой-то удивительной тайне, сложной, противоречивой, парадоксальной, бездонной и прекрасной, как сама Женщина, это высшее и чистейшее существо, идеальный пол, превосходство которого несомненно и освобождение которого из-под гнета неблагородной, семитической, южной психологии является нашей духовной и национальной задачей (магической и политической одновременно).

Александр Дугин,
избранные тексты из книги "Орден непорочного единорога"