Провинциальная власть. В гостях у ПРАВДЫ.Ру мэр Северодвинска Александр Беляев

То, что "ПРАВДА.Ру" пригласила в свою виртуальную гостиную именно мэра Северодвинска (Архангельская область), не случайно. Во-первых, как раз здесь и базируется наш Поморский корпункт. А во-вторых, Северодвинск — это Государственный Российский Центр атомного судостроения. "Курск", атомные подлодки, утилизация... Темы, о которых мы пишем весьма часто. Как поживает городская власть в столь известном и в России, и в мире городке?
Как-то слышал от друга-архангелогородца, предпринимателя "мелкого пошиба", что Северодвинск — это "город нормального среднего класса". И мелкий бизнес в городе, по словам друга-предпринимателя, в Северодвинске идет легче, и атмосфера какая-то... бизнес-творческая, что ли. Хочется работать. Не в обиду архангелогородцам и жителям других городов области будь сказано — но, сдается, северодвинцы все-таки в последнее время становятся самыми "крутыми" в Поморье патриотами своего города. Лет семь назад картина была другая: в период катастройки (гибрид катастрофы и перестройки) середины 90-х северодвинцы, за редким исключением, поговаривали (впрочем, это еще мягко сказано — не поговаривали, а выли!) о тупиковости города, о его незавидном будущем и так далее. Это было, было... Сейчас картина иная. Ну вот хоть лопни — не найти, наверное, нынче у северодвинцев того надрыва, который был лет семь-восемь назад. Как сказал мой друг-архангелогородец, "глаза у людей посветлели"... Согласен. Светлее глаза стали. В них живет надежда. И -- (как там в фольклоре: "я не поэт, но я скажу стихами!") — каждый городской любит город свой. А вот насчет слов друга насчет "города среднего класса" я что-то засомневался. Примерил термин "средний класс" на себя, на своих знакомых горожан — и засомневался еще круче. Что-то пониже "среднего" получается, если поглядеть на бытовуху как бы "сквозь свой кошелек". Вокруг этой темы и вилась нить беседы с главным северодвинцем — главой администрации города Александром Беляевым.

Средний класс в кавычках...
-- Ну, вот что по поводу среднего класса. На Западе свои понятия о "среднем классе". А у нас, в России — все зависит от того, каким параметром определить наши понятия о нем. Статистическая средняя зарплата примерно в 200 долларов в Северодвинске реально существует. В сопоставимых ценах по западным меркам — до "среднего", как до Луны... В общем, наш "средний класс" нужно ставить в кавычки. Но действительно, у иногородних порой складывается ощущение, что у нас людей с весьма достойным уровнем жизни хватает. Дело вот в чем: у нас меньше разрыв между богатыми и бедными. Значительная часть работающих северодвинцев живет в "зарплатном" диапазоне от пяти до девяти-десяти тысяч. Сегодня, живя экономно, очень многие горожане могут себе позволить покупку бытовой техники, мебели. Раз в месяц, скажем, в ресторан сходить. Какая-то семья, где много работающих, в принципе, и на квартиру может "наэкономить". Некоторая сложившаяся в городе стабильность дает определенную уверенность в будущем, в собственной защищенности. Но вот с чем, например, мы столкнулись, начав работу по привлечению желающих начать строительство жилья по ипотечному кредитованию. Реально оценив свои возможности, на "ипотечное" строительство оказались готовы менее одного процента горожан, нуждающихся в жилье! Под средние доходы в шесть тысяч рублей возможность ипотечного кредитования действительно крайне проблематична. А ведь главная "примета" среднего класса во всем мире — это возможность построить себе жилье! Не лучшее, но и не худшее. У нас пока этого нет. Парадокс — уровень доходов невысокий, а их концентрация по количеству людей — настолько удачная, что ощущение причастности к "среднему классу" действительно может возникнуть. В том же Архангельске разрыв доходов "богатых" и "бедных" куда выше, чем у нас. У наших горожан "классовый состав" однороднее, расслоение меньше. Нет "материальной базы" для какого-то ощутимого социального негодования, ненависти к богатым. Заметных "олигархов" в городе нет, ненавидеть некого. Тот, кто много работает, должен зарабатывать больше. Но есть такое "гласно-негласное" правило: доходы самого высокооплачиваемого работника не должны превышать в определенное количество раз доходы самого низкооплачиваемого. В Швеции, например, это число равно шести. Что-то подобное и у нас, в Северодвинске.

Мэр — индикатор

-- Не претендую на какой-то социологический анализ, но... Мне часто говорят, что, так сказать, "боевой дух" в городе растет. Власть-то это чувствует?
-- Психология северодвинцев складывалась десятилетиями. Раньше как сыр в масле катались, затем кризисы середины 90-х, из которых только к началу нового тысячелетия и стали выкарабкиваться. Появилась некая стабильность. При невысоком (верю, что это только пока) уровне доходов, конечно, но все равно — это СТАБИЛЬНОСТЬ! Люди уже могут что-то планировать. Мне так кажется, может, я и ошибаюсь... Так сказать, морально-психологическая обстановка в городе стала более благоприятная, это чувствуется. Не хочу сравнивать ни с Архангельском, ни с другими городами, где бывал. Я сравниваю с обстановкой в Северодвинске в 1997 году. Это самый яркий показатель сравнения. Я, как глава администрации города, и есть самый тонкий и точный прибор-индикатор, который это может определить. В середине трудных 90-х мэр города был своеобразным "громоотводом". В те годы, естественно, основной гнев народный был направлен на тех, кто поближе, то есть на городскую администрацию. Сегодня же, общаясь с людьми, я чувствую, что отношение стало... менее недоброжелательным. Даже та критика, которая сегодня идет, стала конструктивной, не кричащей. Мы нормально общаемся со всеми оппонентами. Это очень важно. Начала складываться новая система отношений между людьми. Не "аварийная", а нормальная, рабочая. Работают муниципальные предприятия, меньше дает сбоев система административного управления.

Главное условие — создавать условия!

-- В последние годы приходилось слышать, что в Северодвинске куда эффективнее, чем в других городах, поставлена работа муниципальных предприятий. Ну, вот, например, Северодвинское ПАТП, которое на днях отмечает юбилей — его эффективности, наверное, могут позавидовать многие предприятия области, замкнутые на пассажироперевозки...
-- ПАТП занимает совершенно особое место в Северодвинске. Это у нас единственный реальный перевозчик! Говорю так потому, что частники занимают всего лишь менее пяти процентов в перевозках. Теперь о его "муниципальности". Независимо формы от собственности ПАТП, так сказать, на роду написано быть монополистом, на него все равно ляжет главная часть забот о пассажирах. Эта ситуация складывалась объективно в течение многих десятилетий... Когда мы сделали предложение Сергею Неумывако возглавить ПАТП, то отчетливо понимали, что характер у него сложный, что будут разные конфликты... Но! Как управленец он талантлив! И именно это и было главным критерием выбора, а не особенности характера. Потерять ПАТП для города мы не могли, нужен был способный управленец, пусть жесткий, своеобразный, но — способный! Мы могли, конечно, для преодоления памятного "транспортного" кризиса пойти на другие меры — например, на изменение формы собственности ПАТП, акционирование, приватизацию. Но это, как тогда казалось, не гарантировало потери ПАТП для города как реально работающей монолитной структуры, заботящейся в конечном итоге лишь о благе пассажиров. Эту возможность мы обязаны были исключить изначально. И под такую концепцию подбирали руководителя. И сегодня на примере ПАТП можно убедиться, что муниципальное предприятие может работать столь же эффективно, как и частное! Поэтому форма собственности — это все-таки не главное для предприятия. Приведу еще пример. Муниципальное предприятие "Рябинушка". Кого ни приведу в эту уникальную кофейню, особенно гостей из Архангельска, никто не верит, что это предприятие именно муниципальное! Привыкли многие, что хорошо, современно, уютно, культурно — это в основном только у частников... Приходилось слышать, что муниципальную кофейню такого уровня в Архангельске сделать невозможно. Радует уже сам факт существования такого мнения. Значит, удалось создать в городе условия, чтобы такие предприятия успешно работали.

Закон против... "муницапалки"?

-- Так что — будущее Северодвинска за "муниципалкой", раз она нормально работает?
-- Не все так однозначно в наше время. В конечном итоге для нас форма собственности не является главной. Отношение городской администрации ко всем предприятиям одинаково. Могут сложиться обстоятельства, в которых именно муниципальная форма собственности будет являться препятствием для дальнейшего развития. И с теми муниципальными предприятиями, которые будут настаивать на изменении формы собственности, придется соглашаться. В рамках сегодняшнего законодательства существование унитарных предприятий, увы, далеко не безоблачно, и... Может быть, мы лишимся ряда муниципальных предприятий уже в ближайшие годы. Конечно, в том случае, если это будет выгодно. И дело не в желаниях городской администрации. Такова общероссийская перспектива.

-- Есть ли примеры успешной работы "бывших" муниципальных предприятий?
-- Есть. Северодвинский хлебокомбинат стал акционерным обществом, предприятие получило больше самостоятельности, при грамотном управлении стало успешно развиваться. В конечном итоге выиграл город. Так что ряд предприятий в случае необходимости мы будем акционировать, оставляя за муниципалитетом контрольные пакеты. А может быть, даже и 100 процентов акций. Вот мое искренне мнение: развитие муниципальных предприятий будет трудным, если не изменится российское законодательство. Закон об унитарных предприятиях практически ограничивает самостоятельность этих самых предприятий. На органы государственной власти возложено столько обязанностей и ответственности... Впечатление такое, что этим законом как бы дали понять: мы не должны развивать муниципальные предприятия, за администрациями должны остаться только объекты социальной сферы, производство не должно быть в муниципальной собственности. Поэтому, скорее всего выйдет ряд новых законопроектов, которые доведут эту ситуацию до практического уровня. И в течение ближайших лет мы лишимся ряда муниципальных предприятий. Они примут иные формы собственности. Такая оценка реальна. Это общероссийская тенденция. И, думаю, она по своему правильна. Нечего муниципалитетам управлять производством. Эффективное административное управление — это создание условий для развития производства в городе. А уж конкретные предприятия пусть ищут пути эффективного управления собственным производством.

Страсти от четвертой власти

-- И о Вас конкретно, и о мэрии Северодвинска в последние годы столько раз сообщала пресса... Какая публикация запомнилась больше всего?
-- Невозможно ответить на этот вопрос, публикаций было действительно очень много. Были и хорошие, и плохие, и просто злобные. Каждая запомнилась чем-то... И выделить одну какую-то из этого ряда нельзя. Но! Вот тональность, общий настрой основных городских СМИ — это я могу обозначить. Тональность телевидения — она ощущается. Увы, направленность на поиск отрицательного не настраивает на оптимизм. Но из общего ряда я бы ни одной передачи не выделил. Газета "Северный рабочий", на мой взгляд, имеет уникальную тональность — она не сторонник какого-то определенного пути. Это газета-констататор. Она просто констатирует события, которые развиваются своим чередом, сообщает о фактах, не давая своих оценок, не дает понять своей позиции. Нельзя понять, за что газета борется, на чем стоит, что отстаивает. Издательство "Северная неделя" - позицию имеет, но количество его газет настолько велико, что эта позиция порой растворяется в нем. И на одну острую оценку идет целый ряд публикаций, которые эту острую оценку как бы смягчают. А в целом — в Северодвинске сформировалось нормальное информационное пространство, с которым городская власть может нормально работать. Думаю, мэрия и СМИ друг друга понимают.

Нашей экологии боятся многие...

-- Пожалуй, одна из самых больных тем в последние годы — это экологическая обстановка в Северодвинске. Какова она, по-вашему?
-- Не буду давать непрофессиональную оценку конкретных экологических проблем. На то есть специалисты. Со своей мерой понимания могу лишь обозначить проблему в целом. Есть не отдельные экологические проблемы, а целый комплекс факторов, который и влияет на состояние здоровья северодвинцев. Есть уровень радиации, который меньше, чем в Москве. И в то же время, скажем, есть ситуация на Яграх, когда практически никто из детей не рождается полностью, 100-процентно здоровым. Здесь не одна проблема, а целый комплекс. Сегодня, например, работает группа специалистов по золоотвалу нашей ТЭЦ-1. Они предлагают ввести в состав проекта модернизацию оборудования станции, которое существенно, на порядок снизило бы объем выбросов в атмосферу. Утилизация АПЛ: с одной стороны, мы снимаем угрозу от норвежских берегов, с другой стороны — сам процесс утилизации опасен для Северодвинска. Сжигается кислород, растет объем вредных газов, попавших в атмосферу. Но ведь все равно — без утилизации не обойтись. Природными возможностями пока обеспечивается некое равновесие, природная среда имеет возможность к самовосстановлению, регенерации. И локальное ухудшение ситуации может произойти лишь при увеличении объемов потенциально опасного производства в городе в несколько раз. Что, по-моему, в ближайшем обозримом будущем нам не "грозит". Но ведь Северодвинск не накрыт каким-то огромным колпаком, его экологию можно рассматривать только в связи с экологией всего региона. Рядом с нами, например, есть целый комплекс целлюлозно-бумажных комбинатов, потенциальная опасность которых очень велика. У нас, например, очень хорошая (по сравнению, скажем, с тем же Архангельском) питьевая вода, с Солозера. А в областной столице -- вода из Северной Двины, где Котлас, Коряжма с их ЦБК. В общем, не думаю, что конкретному, отдельно взятому Северодвинску грозит какая-то экологическая катастрофа или инцидент. Нужно эту тему рассматривать не в локальных, а в региональных масштабах.

Куда идешь, автобус?

-- Слышал как-то такую загадку. Идет автобус. Водитель в нем — как городское правительство, рулит. Кондуктор — мэр, командует, значит, как конкретно ехать. Пассажиры — как депутаты, то есть дают рекомендации, советы. Кто главнее: водитель (мэрия), кондуктор (мэр) или пассажиры (депутаты)? Ответ: главнее тот, кто путевку автобусу выписал и маршрут в целом определил. Куда выписан маршрут Северодвинску?
-- Путевка в жизнь Северодвинску была выписана раз и навсегда в 1938 году. И маршрут тогда же определен, и конечная цель маршрута. И мэр, администрация или депутаты его действительно никак не изменят. Город и закладывался, и строился для создания кораблей военно-морского флота. Здесь создан определенный целевой ресурс, сильный и перспективный. И обладая этим ресурсом, Северодвинск выполняет свою главную задачу. Мы будет идти по этому пути. Сохранение обороноспособности страны — задача исключительно важная, и будет сохраняться века, пока существует Россия.

Фото Владимира Бербенца, "Северный рабочий"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить