Моей службе ни конца, ни края... Заметки «пятнадцатилетнего» капитана

Если этот материал давнего автора "ПРАВДЫ .Ру" Сергея Апрелева прочитает военный человек то кивнет головой (или рукой): все правильно Если прочитает гражданский – подивится: да разве такое может быть? Может. Судите сами... Заметки “пятнадцатилетнего” капитана? Именно пятнадцатилетнего, поскольку на днях исполнилось ровно пятнадцать лет, как мне присвоили звание капитана I ранга.
Откровенно говоря, несмотря на полную бесперспективность моей нынешней “службы”, которая должна автоматически закончиться, как только моей семье предоставят квартиру, я не собирался высказываться, если бы не ряд возмутивших душу факторов. ПЕРВЫМ из них стало недавнее выступление министра обороны, когда он, застенчиво улыбаясь, пояснил телезрителям, что, мол, злые языки клевещут на нашу военную реформу, день ото дня набирающую обороты, материальное положение военнослужащих стало уже совсем неплохим. Напомню, что последнее повышение зарплаты военным составило в среднем рублей триста-четыреста, так как было проведено параллельно со снятием большинства льгот, начиная с обложения подоходным налогом. Так или иначе, я, бывший командир подводной лодки и в недалеком прошлом заместитель начальника факультета Военно-морской академии, сокращенный вместе с факультетом, пребываю с 1999 г.(!) за штатом и получаю в настоящее время на руки 5300 рублей. Мыслимо ли на эти деньги заработать на квартиру? Ну чем не крепостная зависимость? На работу не устроиться, ведь формально числишься на службе, а хлопнуть дверью и подать рапорт на увольнение, не получив квартиры, было бы непозволительной роскошью. Уволить меня не имеют права ввиду отсутствия жилья в родном городе Санкт-Петербурге, откуда я был призван в Военно-Морской Флот 35 лет тому назад. Если учесть, что компенсация за поднаем жилья составляет максимум пятьсот рублей, в то время как реальная цифра примерно на порядок выше, можно себе представить, как приходится изворачиваться.

Забавно, что существующее законодательство не определяет предельных сроков для службы подобных мне офицеров. А их, по официальным данным, на сегодняшний день в Российской Федерации порядка 170 тысяч. В большинстве своем с семьями, обремененными ветхой от частых переездов мебелью, нехитрым скарбом и полным отсутствием каких-либо перспектив. Предполагалось, что проблему смогут разрешить воинские жилищные сертификаты. Но это только предполагалось.

По логике вещей, кому как не думским комитетам было бы уместно проводить жесткий контроль над процессом, находящимся, как правило, в руках профессиональных проходимцев из частных риэлторских контор, поднаторевших на манипуляциях с жилищными сертификатами. Последние с момента своего появления показались мне типичным образчиком надувательства в государственном масштабе. К примеру, моей семье из трех человек положена трехкомнатная квартира площадью до 69 метров. В зависимости от города, где я намерен жить, выбирается соответствующая, фиксированная на данный отрезок времени, стоимость 1 кв. метра. Самая высокая цена, разумеется, в столице. Сложив и перемножив, получаем примерно 29000 долларов США, что позволило бы приобрести в той же столице лишь однокомнатную квартирку близ Окружной дороги. По питерским коэффициентам это будет примерно 25000. Откровенно говоря, если бы эти деньги можно было получить, я бы махнул рукой и довольствовался малым. Но все не так просто.

Чтобы получить сертификат, вы должны сначала записаться в очередь, затем, получив бумаги, найти надежную строительную компанию и снова приняться ждать. Если компания прогорит или не удастся распорядиться сертификатом в течение 9 месяцев, останется лишь пожелать вам счастья в дальнейшей жизни в качестве бомжа, ибо ваша связь с Министерством обороны к этому времени, скорее всего, прервется. Посреднические компании, как правило, связанные со строительным бизнесом, охотно обналичат ваш сертификат процентов эдак за 10-20. У вас появятся наличные, но уже лишь на комнату в коммуналке. Надо полагать, что выдача денежных средств непосредственно желающему купить жилье и обладающему на это правом исключается, дабы не сделать его независимым в своем выборе, что могло бы лишить цепочку чиновников надежды на привычный “бакшиш”. О популярности программы ярко свидетельствует цифра реализованных сертификатов - 37 тысяч за пять лет!

Об армии можно говорить долго. Известно, что во всех странах, которые сейчас принято считать эталонными, люди из бюджетной сферы занимаются своим непосредственным делом: учат детей, охраняют границу, блюдут законность, тушат пожары и т.д., не допуская и мысли о том, что после вахты, смены и вообще трудового дня им придется переквалифицироваться в шофера такси, торговца, охранника, грузчика или заправщика бензоколонки. О последнем отдельно.

Скажите на милость, в какой еще великой стране вы можете принять заправочный шланг из рук командира авианосца или атомного подводного крейсера? Причем не отставного, а действующего, правда, находящегося на обучении в стенах Военно-морской академии. Уверяю вас, что это не фантазии, а личный опыт автора этих строк, который выслушал немало подобных историй из первых уст именно в стенах этого достойнейшего заведения.

Некоторые из моих слушателей, кстати сказать, настолько вошли во вкус новых профессий, что сразу же после выпуска предпочли охоте за адмиральскими звездами в далеких гарнизонах карьеру на полюбившихся им за годы обучения в академии бензоколонках и прочих структурах различной степени сомнительности.

Воздадим же должное ветеранам военной службы, где бы она ни проходила: в душных отсеках подводных лодок, под изнуряющим зноем пустынь, под бетонными сводами бункеров, на продуваемом всеми ветрами мостике или в кабине боевого самолета. На боевом дежурстве в глухом медвежьем углу или в небе Вьетнама, на скалах Гиндукуша или в дозоре у Курил. Ветеран призван быть гордостью любой державы.

Вспомните, как относились к своим ветеранам Людовик XIV и Наполеон, а если нам иноземцы не указ, то тот же Петр Великий. Людовик в свое время построил в Париже целый квартал Les Invalides с одноименным собором, где больные и увечные коротали свои дни в весьма достойных для своего времени условиях. Созданная при Ельцине система силовых структур многое перевернула с ног на голову. Гипертрофированные по численности Внутренние войска, превышающие Вооруженные cилы РФ почти троекратно, президентская “лейб-гвардия” в 50000 “штыков” и прочие многочисленные вооруженные формирования, подчиненные центральной власти, наводят на единственную мысль о борьбе с врагом внутренним. Для защиты суверенитета страны их вряд ли стоит принимать в расчет. Разве что для уличных боев. И чтобы не довести до этого, армия должна быть крепкой, компетентной, управляемой и достаточно многочисленной, учитывая наши все еще необъятные просторы. “Ну вот, скажете вы”, еще один “ястреб” выискался”. Страна из кризиса никак не выберется, а он ратует за увеличение численности армии. Да, ратую, но исключительно за счет сокращения полицейских сил, суть которых зачастую - не поддержание порядка в стране, а создание и защита коррумпированных структур.

Пока же зияют пустыми глазницами окон дома в камчатском Вилючинске и кольской Гремихе как символы продолжающейся разрухи. Живут в ветхих бараках или скитаются по российским просторам семьи десятков тысяч бездомных офицеров, зачастую сохраняющих свой ничем не подкрепленный оптимизм. Самое интересное, что никому из них и в голову не придет винить в своих мытарствах армию или флот, необходимость которых для России становится все более очевидной даже для воинствующих пацифистов. Особенно после событий в Югославии и Ираке. Впрочем, в нашей истории такое уже случалось, и не раз. Традиция, однако! Вот грянет гром, тогда и перекрестимся.

Сергей Апрелев, капитан I-го ранга, Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова

P.S. Тем временем очередной начальник Военно-морской академии c традиционной помпой ушел на пенсию, под занавес увенчанный орденом. Незадолго до этого он благополучно освободился от уголовного преследования по случаю неких злоупотреблений на предыдущем посту и успешно достроил дачу, размеры которой, по словам народных острословов, поражают, а происхождение загадочно. В точности как египетские пирамиды. Словом, по-прежнему “хорошо быть генералом”. А моей “службе” не видно ни конца, ни края...

Обсудить