"Да что это за команда?!"

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ

В первом стыковом матче за выход в финальную часть Евро-2004 сборная России не смогла создать должного давления на оборонительные порядки команды Уэльса. В ответной выездной игре в среду Георгию Ярцеву будет еще тяжелее: придется обойтись без Сергея Овчинникова и Александра Мостового.

Сергей Овчинников в воротах; перед ним - конструкция из трех хорошо знакомых ему защитников 'Локомотива', укрепленная фигурой Виктора Онопко: это игрок, обладающий в нашей сборной наивысшей степенью валентности, он адаптируется к любой схеме и любым партнерам. Слева в полузащите, понятно, Дмитрий Аленичев. Справа - Алексей Смертин. Тоже понятно: универсальный полузащитник оборонительного плана появился на фланге Райана Гиггза со специальной заградительной миссией. В центре - сочетание Дмитрий Лоськов - Александр Мостовой. Тоже, по зрелом размышлении, не без умысла: если в составе нет центрхава, чья работа - отбирать мяч, значит, вышедшие вместо него просто должны этот мяч сопернику не отдавать.

Впереди - Дмитрий Булыкин, а вторым форвардом - Дмитрий Сычев. Нападающий 'Марселя', если разобраться, - ярцевское предвосхищение того, как валлийцы станут обороняться. Люди, которым не надоедает 90 минут выжимать наших форвардов в центре и на флангах, наверняка не дали бы разбежаться Александру Кержакову. А тому, мы знаем, разбег - особенно в левый край атаки - необходим жизненно. Кержаков - это форвард-стрела. Ярцеву же был нужен именно Сычев: форвард-плеть, гибкий и хлесткий, умеющий действовать в условиях нехватки пространства.

Вряд ли мы так уж много упустили, угадывая мысли нашего тренера. Так же вряд ли мы отыщем в этом составе ключи к стратегии Ярцева. То есть какую картину должны были составить эти одиннадцать человек 'на сильной доле', с мячом в ногах, в движении к чужим воротам? И была ли она, эта стратегия, вообще или тренер ориентировал футболистов на сугубо 'подножную' работу, рассчитывая в атаке на хороший коллективный навык и импровизацию? Короче говоря, как все это должно было работать?

Соперник Ярцева Хьюз сколотил конструкцию доступную и ясную, как табурет. От четверки защитников требовалась безупречная линейность игры, мгновенный выход навстречу сопернику - в центре и на флангах. Роль многоопытного капитана Гэри Спида можно было бы сформулировать как 'передний свободный защитник', эдакий либеро полузащиты. Собственно, полузащита эта - Джонсон и Сэведж - многого Спиду не доверяла, фильтровала мячи добросовестно. 'Шестерка' Джонсон, кстати, получил от валлийских журналистов девять баллов из десяти - именно его стараниями наша 'серединка' не сыграла. Вообще никак. Атаку вели Гиггз и Кумас, которые, не приклеиваясь к бровкам, должны были стремиться вперед по месту полусредних. Как левая и правая руки, которые тянутся ухватить противника за отвороты пиджака, чтобы обладатель рук мог покрепче стукнуть тому лбом в переносицу. Лоб гранитной твердости для этого дела имелся у Хартсона. Когда 'руки' не поспевали за длинным пасом, центрфорвард 'Селтика' должен был исполнять, как это принято у нас говорить, 'столба'. В этой метафоре есть уважение к прочности фигуры, но мало точности по смыслу. Скажем иначе: Хартсон был спичечной головкой, которая не уставала воспламеняться, разбрасывая вокруг себя искры острых передач. При взгляде на покрасневшую лысину этого детины, окутанную клубами паровозного дыхания, на ум приходило словосочетание 'натруженная голова'.

Сборная Уэльса как будто вышла драться, уступая числом: по возможности меньше пропускать ударов, если получится - огрызаться и не давать сбить себя с ног, чтобы не затоптали.

Наши провели две неплохие серии. Пятнадцатиминутка на старте с двумя-тремя рывками Сычева, ударом Булыкина по косой в дальний угол и гаубичным выстрелом Смертина под перекладину. И был еще живенький отрезок после 60-й минуты, когда Смертина подменил на краю Гусев. Левофланговые валлийцы, 'накормленные' за минувший час, перестали успевать, и Измайлов дважды бил в створ с удобных передач. Бил плохо. Куда опаснее однажды получилось у Лоськова: удар с угловой подачи вратарь Джонс отразил коленом.

В 'сухом остатке' - два нуля. Суше не бывает. Можно бы сказать: мы отыграли первый тайм, счет не открыт, после перерыва - все сначала, и шансы по-прежнему равны. Но Россию, игравшую с преимуществом, угораздило дома устроиться на 'минус два': глупейшие желтые карточки получили столпы национальной команды - вратарь Овчинников и полузащитник Мостовой. 'Тузы' сборной, прикупившие по одиннадцать до перебора, не смогут помочь сборной на ревущем 72-тысячном 'Миллениуме'.

'Да что это за команда?! - Выпускал после игры пар Мост. - Встали десять человек, вперед не лезут. Да мы их восемь раз из десяти прибьем!' Угодил он, конечно, под горячую руку судье Батиште: Евсеев с Гиггзом поцапались на бровке, Мостовой случился поблизости и подскочил поговорить, а валлийский бузотер Сэведж проворно затеял ссору. Португальский рефери под градом из мобильных телефонов, зажигалок и пластиковых бутылок, сразу - за карман...

Но Овчинников, при всем к Боссу уважении, нанес своей команде удар в спину. Потому что благосклонные в целом к нам решения Батишты в первом тайме не дали ни единого стоящего повода набиваться к судье в собеседники. И язык, даже если он у кого-то тоже португальский, следовало попридержать за зубами. Только представьте себе эту сцену в перерыве: вслед за озабоченным Ярцевым в раздевалке появляется запоздавший голкипер и заявляет: я, мол, вам в Уэльсе не помощник, желтую мне показали...

...В вагоне метро, который по 'красной' ветке катил в сторону 'Черкизовской', несколько валлийских болельщиков с довольно громкой и смелой песней ехали на московский матч. На 'Охотном Ряду' в вагоне стало тесно от бело-сине-красных наших, и кто-то из них, перекрикивая британцев, громыхнул: 'Следующая станция - Португалия!'. Так и ехали дальше вместе в одном вагоне. И едем до сих пор.

Они там у себя на островах теперь рассуждают примерно так: в гостях выстояли, теперь дома этих русских хлопнем. То есть для них это вроде как переход от обороны к атаке с перелетом через Ла-Манш. И нам не следует в этом 'танце' слепо идти за партнером. Нам нужно показать в Кардиффе другую принципиально, отдельную от этой игру. Счет 0:0, стартовый свисток - и больше ничего.

И еще. Отборочная кампания завершается. Пора бы уже показать Европе крепкую, как кулак, и зубастую игру на выезде. Это пригодится. Хотя бы даже на память.

Роман Трушечкин ,
"ГаЗеТа",
16.11.03

Источник:
Gzt.Ru

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить