Что ценнее - игра или результат?

Извечный футбольный вопрос: что ценнее - игра или результат? Что лучше - результат без игры или игра без результата? Ответ, по-моему, очевиден: лучше всего - игра, приносящая результат. А высшая ценность - игра, приносящая результат в экстремальных условиях, когда на кон поставлено все и нет права на ошибку. Дано это не многим - иначе не был бы столь короток список команд, которые регулярно добиваются успеха в главных международных турнирах. Нас в этом списке пока нет.
 
     Осенью 2003 года российская сборная убедила в том, что умеет и играть в футбол, и выигрывать. И, думаю, субботний матч с Уэльсом этой убежденности особо не поколебал. Вот только на черкизовском табло, уже привыкшем к совсем другим цифрам, на сей раз после финального свистка светились нули.
 
     Что растеряли? Чего не хватило команде, которая в этом отборочном цикле меньше трех голов на своем поле не забивала никому? Мастерства? Да нет, играть никто за время после поединков со Швейцарией и Грузией вроде бы не разучился. Вспомним, как в два паса проходили оборону соперников Смертин с Булыкиным или тот же Булыкин с Сычевым, как расстреливал валлийские ворота Смертин, как искусно Гусев выводил на "убойные" позиции Лоськова и Измайлова. Настроя? И в этом упрекнуть некого - бились, себя в стыках не жалели, рук не опускали до последних секунд. Тренерской прозорливости? У специалистов наверняка найдутся претензии к Георгию Ярцеву, но по большому счету многого ему в вину не поставишь: и игроков он в сборную привлек лучших, и произведенные им в субботу замены вопросов не вызывают. Везения? Отчасти возможно, но в футболе того уровня, на который мы замахиваемся, сетовать на невезение как-то неприлично.
 
     Так в чем же тогда дело? От того, сумеет ли штаб сборной найти ответ на этот вопрос, и зависит, поедет ли она в Португалию. Головоломка не из легких - ведь ситуация, когда нам "чего-то не хватало", за недолгую историю российской сборной повторялась с постоянством едва ли не мистическим. Дважды за это время наша команда (если считать и сборную СНГ-92) выходила в финальные турниры европейского первенства, дважды - мирового. Выходила убедительно, показывая и игру, и результат. А выйдя, не показывала ничего, неизменно покидая турнир после первого же этапа. Те же футболисты, те же тренеры - и другая команда. Словно раз за разом, взяв хороший разбег, в решающий момент утыкались в невидимую стену - и беспомощно застывали на месте.
 
     Поневоле напрашивается вывод: мы, если проводить параллели с легкой атлетикой, комфортнее чувствуем себя на стайерских дистанциях, чем на спринтерских. Играя в растянутом на год с лишним отборочном турнире, можно и тренеров поменять, и игроков и ошибки исправить, и упущенное наверстать. Скоротечное состязание финалистов, не говоря уже о кубковом формате стыковых встреч, такой возможности не оставляет. Здесь нужен взрыв, как на стометровке, где за десяток секунд ты должен выдать все, на что способен, все, чему учился, все, что в тебя вложили. И даже больше. Не думая о том, что будет потом, - поскольку никакого "потом" может не быть. В этом смысле стыковые матчи - великолепная репетиция перед главным турниром и лучшая проверка команды, призванная определить: есть ей смысл ехать на финал или нет.
 
     Уверен, что классом сборная России образца нынешней осени Уэльс все-таки превосходит. И игру в последнее время показывает такую, с которой в Европу ехать по меньшей мере не стыдно. Беда в том, что в экстремальных, сверхстрессовых ситуациях, подобных двухраундовому поединку с валлийцами, решающим фактором могут оказаться не класс и не умение играть в футбол, а то неуловимое "что-то", которого нам вечно не хватает. На его поиск у Ярцева и его команды всего три дня. Успеют - все будет хорошо. И, более того, рискну предположить, что в этом случае все будет хорошо и будущим летом в Португалии. Во всяком случае, лучше, чем обычно. Потому что на этот раз пробить наконец проклятую стену мы имеем шанс уже сейчас.

Борис Богданов,
"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе