“Папа, а почему они тебя били?”

Валерий Викторович Княжев никогда не думал, что жизнь подставит такую подножку, да еще и в лице собственной жены, матери его троих детей...

Милиция “штурмует” квартиру...

Началось все в конце ноября - начале декабря прошлого года, когда жена “украла” документы Валерия: паспорт и медицинский полис. Позже (8 декабря) эти документы были возвращены женой в присутствии сотрудника милиции. Зачем ей потребовались эти документы, можно лишь только догадываться, но вряд ли на пользу теперь уже бывшему мужу.

5 декабря Валерий Викторович как всегда в 10-45 утра собирался на работу, когда в дверь без стука и звонка ворвались два милиционера. Не представившись, не показав никаких документов, “стражи порядка” заявили, что Княжев избивает свою жену и не пускает ее домой (мол, к ним поступило такое заявление). На требования показать какие-либо документы сии господа не отреагировали и попытались выволочь хозяина из квартиры. Только после угроз хозяина позвонить в прокуратуру его выпустили, и самое странное, когда хозяин попросил “незваных гостей” на выход, то в коридоре стояла его жена, и никаких попыток зайти домой она не делала. Теперь стало ясно, как милиция попала в запертую квартиру.

“Папа, а почему они тебя били?”

А 7 декабря Валерий вместе со старшей дочерью Мариной пошли в школу к младшей Владе, надеясь встретиться там с матерью, которая уже длительное время не появлялась дома. Забрав Владу домой, отец с дочерьми выходили из школы. Тут выскочил охранник и попытался задержать Валерия. Видите ли, мать запретила отдавать ребенка отцу (в тот момент они даже не были разведены, и тем более Валерий не лишен родительских прав). На помощь коллеге выбежал еще один охранник. Один из них побежал за девочками, а другой начал бить отца детей. Тот, естественно, вынужден был применить приемы самообороны. Это было уже за пределами охраняемой территории. Позднее этот охранник написал заявление на Княжева: избил, мол, малохольненького охранника, нехороший человек. В документах дела охранник именуется “сотрудником при исполнении”. Хотя какое право имел сотрудник частной конторы указывать Валерию Княжеву, когда забирать родную дочь?

И что он исполнял? Мамину прихоть? Хочется спросить: “За сколько?” Только не удастся спросить. После этого случая он почему-то больше в школе не работает.

В тот день злоключения Валерия на этом не закончились. Так и не дождавшись матери дома, Валерий с Мариной решили отвести Владу обратно в школу, чтобы избежать скандала, так как младшая дочь жила с матерью. Около дома №17 по улице Кирова их нагнали 2 сотрудника милиции с той самой “пропавшей” маменькой. Заботливая мамаша видимо решила разыграть сцену похищения дочери родным отцом!? А зачем милиция? Обещана “коврижка”, или “я мзду не беру” - мне бы кулаком помахать?

Один из них без лишних слов сразу ударил в живот. От боли Валерий Викторович присел возле стенки гаража. Нападавшим только этого и нужно, они начали избивать его. Старшая дочь пыталась защитить отца, заслоняла его собой, но мать оттаскивала ее в сторону. Позже дома младшая дочь спросит отца: “Папа, а почему они тебя били? Ты же ничего не сделал!”

Будут бить, пока не признаешь себя преступником?

Уже возле его дома Валерия стали тащить в неслужебную машину. Он сопротивлялся, пока кто-то из “заботливых” прохожих не подсобил милиции - помог связать и закинуть человека в машину. Марина (старшая 16-летняя дочка, которая к тому же с детства глухонемая), пытаясь воспрепятствовать этому произволу, села в эту машину. Уже в отделении Советского РУВД Валерия избивали эти же сотрудники: старший лейтенант Торкунов и лейтенант Медведчиков.

Заметим, что представители власти не представились, как положено по закону, не предъявили документы и постановление к задержанию. Ими были нарушены ст.9 и 10 УПК РФ (неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства личности).

Из жалобы В.В. Княжева прокурору Советского района: “...Меня поместили в камеру за решетку и отправились собирать показания свидетелей (дочерей никто не допрашивал, а вот предприимчивую маменьку допросили сразу - от авт.). Через некоторое время лейтенант вернулся и стал требовать у меня ключи от квартиры (уважаемый слуга закона, видимо, не в курсе о неприкосновенности жилища - от авт.). Их у меня не было... Через некоторое время лейтенант пришел вместе с сержантом, с которым они приходили ко мне домой в четверг 5 декабря,...они завели меня в камеру,...били там по голове...обвинений не выдвигали, документов не показывали... на мой вопрос, чего они добиваются, ответили, что показаний о том, что оказывал сопротивление работникам милиции...”.

Только псих может жаловаться на милицию

Валерий Княжев отказался давать лживые показания против себя, после этого у него приняли показания о конфликте с охранником. Через некоторое время работник районной прокуратуры записал показания об этом дне и отпустил Валерия Викторовича домой. Избитый научный работник обратился в больницу и зафиксировал следы побоев. Нейрохирург поставил диагноз - легкое сотрясение мозга (этот факт еще может всплыть при признании В. Княжева психически нездоровым, хотя любой врач скажет, что легкое сотрясение в психушку не приведет). Этот документ врача в наличии имеется, и вряд ли сотрудники милиции так легко от него отмахнутся. Не сомневаемся, что свидетели, “видевшие”, как ученый сопротивлялся доблестной и храброй милиции, есть.“Свидетелями” стали предприниматели, точки которых находятся чуть не в 200 метрах от места событий, и на пути их взору были две преграды - дом №21/1 и гаражи. Видеть что-то они могли только в бинокль, да и то взобравшись на крышу дома. В этом мог бы убедиться следователь, если бы побывал на том месте.

Показания дочерей - настоящих свидетелей - не принимаются в расчет, а показания жены (все доводы которой об её избиении мужем рассыпаются в прах) приняты. Иначе как отказать в возбуждении уголовного дела по факту избиения Княжева сотрудниками милиции?

Но самое интересное то, что во время этого беспредела среди бела дня, были еще свидетели и очевидцы. Нам удалось установить этих свидетелей, но давать показания они отказываются - боятся.

Из жалобы В.В. Княжева на действия сотрудника прокуратуры Советского района И.И. Шокарева: “...На очных ставках свидетели и якобы потерпевший противоречили друг другу в деталях. На мои требования занести эти неточности и противоречия в протокол помощник прокурора И.И. Шокарев возражал, что это не существенно и не имеет отношения к главному обвинению... И.И. Шокарев отказывается пока допросить моих дочерей... И.И. Шокарев допрашивал меня в камере...видел свежую ссадину,...но теперь отрицает ссадину...на повторную суд-медэкспертизу, чтобы эксперт дала заключение о последствиях...пока не направляет...” (29 декабря 2002 г.).

Милиция своих не выдаст, и судья не съест

На жалобы Княжева никто не обращал внимания, доводы о лжесвидетелях даже не проверялись (хватило бы только побывать на месте происшествия, чтобы все понять), неприязнь жены в расчет также не бралась.

Как оказывается просто в нашем городе смастерить уголовное дело, особенно по факту сопротивления сотрудникам при исполнении?

Против Валерия Княжева возбуждено уголовное дело по ст. 318 ч.1 и 319, и судьей Любенко 6 марта 2003 года вынесено определение: назначить стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в краевой психбольнице (г. Уссурийск). Наверное потому, что никаких доказательств вины Княжева у следствия нет. В определении судьи, в частности, приведен список вопросов, которые нужно установить врачам.

В начале этого года по направлению судьи Любенко Княжев уже проходил данную экспертизу, и она ничего не дала.

Обычная медкарточка, которая есть у всех, “говорит” о том, что никакими психическими болезнями Валерий Викторович не страдал. Боясь подделки документов, В. Княжев сделал копию карты, чтобы не возникло желания ее подделать. Но говорят, что разработана методика, как из нормального человека сделать законченного психа. Редакция “АВ” будет пристально следить за этим делом.

Из жалобы В. В. Княжева на действия судьи Любенко: “...Судья...вынесла постановление о проведении стационарной психиатрической экспертизы в г.Уссурийске в отношении меня....в нарушение ст.97 УК РФ и ст. 433 УК РФ (принудительные меры медицинского характера осуществляются в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние)...” То, что Валерий совершил преступное деяние (против тех самых сотрудников милиции), не было установлено, суд затягивается из-за так называемой экспертизы.

Не врач и не закон, а милицейский перст

Во время предварительного следствия адвокат обвиняемого ходатайствовала о проведении такой экспертизы в отношении не только В. Княжева, но и его жены. В этом было отказано, хотя жену обвиняемого проверить не мешало бы, на то есть очень много оснований. Взять хотя бы то, что Татьяна частенько уходила из дома, однажды ударила деревянной доской сына по голове, и то, что такую рекомендацию давал врач-психиатр.

Постановление И.И. Шокарева об отказе в возбуждении уголовного дела по факту избиения сотрудниками милиции Валерия Княжева судьей Крайниковой было отменено, но позже господин Шокарев вернул все на круги своя.

Сейчас Валерий Княжев находится в этой самой психушке в Уссурийске на экспертизе, за глухонемой дочерью присматривают его родители, приехавшие специально для этого из Москвы. Но неизвестно, что может произойти в больнице. Ведь били же безнаказанно человека. Хотелось бы еще раз обратиться к свидетелям того случая. Звоните, приходите (по адресу редакции или по телефону 223284, Анастасии). Не допускайте, чтобы безвинного человека держали сначала в камере, а сейчас в больнице (об условиях содержания в этой больнице читайте материал “Карательный шприц” в №29 “АВ”).

А что, если в следующий раз окажетесь вы на месте этого человека? Пока человек боится - он слаб.

Из научного сотрудника Института проблем морских технологий пытаются “сделать” психически больного человека. Причина того - желание уйти от ответственности за избиение невиновного человека. И другим наука - чтобы и не пытались заводить на милицию уголовное дело.

Анастасия Загоруйко, "Арсеньевские вести"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить